Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №2 (54) февраль 2015  Рубрика: Социологические науки

Функции социального капитала на региональном рынке труда

Д.Н. Герасимчук, аспирант,
кафедра социологии
Сахалинский государственный университет,
г. Южно-Сахалинск, Россия
В статье на примере Сахалинской области рассматривается функционирование социального капитала на региональном рынке труда. Социальный капитал, определяемый автором как система более или менее институализированных социальных связей индивидов, исследуется в качестве фактора конкуренции участников рынка труда. Согласно полученным данным, социальный капитал обнаруживает ряд функций, влияющих на трудоустройство субъектов регионального рынка труда. Это проявляется в способности социального капитала оказывать влияние на процесс конкурентной борьбы соискателей рабочих мест, повышая шансы на успешное трудоустройство индивидов, использующих социальные связи, а также в способности в некоторой степени нивелировать низкие стартовые возможности и недостаток конкурентных преимуществ у отдельных социальных групп (например таких, как трудовые мигранты и молодежь, впервые приступающая к трудовой деятельности). Выявлено, что субъекты регионального рынка труда Сахалинской области, использовавшие социальный капитал при трудоустройстве, имеют более высокие результаты занятости как по объективным показателям (уровень заработной платы и статус занятости), так и по субъективным (удовлетворенность теми или иными аспектами должности / рабочего места). По результатам проведенного исследования установлено также, что разные типы социальных связей, входящих в структуру социального капитала, имеют неодинаковую эффективность для трудоустройства субъектов регионального рынка труда.
Ключевые слова: социальный капитал, функции социального капитала, региональный рынок труда, молодежь, мигранты, Сахалинская область, социальные связи, конкуренция

Проблематика функционирования социального капитала на рынке труда приобретает особую актуальность в российской социологической науке. Это связано с тем, что социальный капитал может рассматриваться как важный ресурс, способствующий развитию региона и оказывающий значительное влияние на социально-трудовые отношения на региональных рынках. На сегодняшний день существует ряд исследований, посвященных изучению таких аспектов функционирования социального капитала, как способность влиять на конкурентоспособность различных социальных групп и социальных слоев, способность выступать средством социальной адаптации к рынку труда, в том числе в области трудовой миграции. Однако недостаточно изученными остаются региональные особенности функционирования социального капитала, его влияние на различные процессы, протекающие на региональных рынках труда, в частности – на конкурентную борьбу за рабочие места.

В социологической науке существует ряд трактовок термина «социальный капитал». Значительный вклад в концептуализацию данного понятия внес французский социолог Пьер Бурдье. Он определяет социальный капитал как «совокупность актуальных или потенциальных ресурсов, связанных с наличием крепких сетей связей, более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания»1. Как следует из определения, социальный капитал – это ресурсы, содержащиеся в социальных сетях. Объем социального капитала, которым располагает субъект, зависит от размера сети связей, которые он может эффективно мобилизовать, и от объема капитала, которым, в свою очередь, обладает каждый из тех, кто входит в социальную сеть.

Наиболее полно сетевой подход к рассмотрению социального капитала отражен в трудах американского исследователя М. Грановеттера. Согласно его теории, современное общество пронизано сетями социальных связей между индивидами. Социальные сети характеризуются своей способностью снижать транзакционные издержки и вероятность оппортунистического поведения. Личные связи играют особенно важную роль для индивидов, взаимодействующих на рынке труда. В целом, согласно концепции М. Грановеттера, действия индивидов являются социально обусловленными, укорененными в сетях межличностного общения и формируются структурой социальных отношений субъектов.

М. Грановеттер выделяет два вида социальных связей, присущих социальным сетям: сильные связи (объединяют членов семьи, родственников, близких друзей) и слабые связи (соединяют приятелей, знакомых, сослуживцев). Принято считать, что у индивида с хорошо развитыми слабыми связями более широкие возможности доступа к различного рода ресурсам. При этом сильные связи обладают сниженным информационным потенциалом, потому что родственники и близкие друзья, как правило, обладают схожей информацией. Индивиды, располагающие обширными слабыми связями, чаще всего принадлежат к различным социальным группам и имеют доступ к более разнообразным ресурсам2.

Следуя имеющейся исследовательской традиции, в современной отечественной социологии социальный капитал определяется как «совокупность структурно оформленных социальных отношений, основанных на взаимно разделяемых и подкрепляемых нормах, обязательствах и представлениях, использование которых позволяет получать доступ к разнообразным благам и повышать эффективность коллективной деятельности»3.

По результатам анализа научных трудов в сфере изучения социального капитала, можно выделить следующие функции данного социального феномена на рынке труда:

– социальный капитал способен обеспечить индивиду доступ к информации. Социальные связи в определенной среде способны предоставить индивиду необходимые сведения о возможностях и вариантах успешного трудоустройства, недоступные из других источников;

– социальные связи субъекта могут оказывать влияние на тех, кто принимает кадровые решения в той или иной организации. Социальные связи с теми, кто имеет в распоряжении различные ресурсы, в том числе и властные, могут способствовать решению вопроса о приеме на работу и развитию карьеры4;

– социальный капитал повышает вероятность доступа к более качественным рабочим местам – с точки зрения статуса занятости и уровня заработной платы;

– социальный капитал способен влиять на скорость поиска рабочего места: субъекты, обладающие необходимыми социальными связями, в среднем, быстрее находят подходящие рабочие места5.

Для изучения функций социального капитала на региональном рынке труда Сахалинской области автором статьи в период с декабря 2012 по июнь 2013 года было проведено репрезентативное выборочное исследование занятого населения Сахалинской области. Исследование проводилось методом формализованного интервью. Объем выборочной совокупности составил 585 человек. Погрешность исследования – 4%.

Основная цель исследования – выявление функций социального капитала и его влияния на конкуренцию субъектов регионального рынка труда Сахалинской области. Среди основных задач исследования были определены следующие: выявление степени использования субъектами регионального рынка труда социального капитала при поиске работы, выявление основных функций социального капитала на региональном рынке, выявление эффективности сильных и слабых связей при трудоустройстве, выявление особенностей функционирования социального капитала в различных социальных группах.

В исследовании была использована следующая эмпирическая операционализация концепта «социальный капитал»:

1. Социальный капитал определялся как сеть более или менее устойчивых социальных контактов индивида, включающих знакомства (слабые связи) и родство, близких друзей (сильные связи).

2. Объем социального капитала индивида определялся двумя способами:
а) как эквивалент численности участников сети контактов, которые поддерживает индивид;
б) как ресурсный потенциал социальных связей субъекта (способность социальных контактов субъекта обеспечивать его информацией о потенциальных рабочих местах, влиять на того, кто принимает решение о найме, давать рекомендации потенциальному работодателю о приеме субъекта на работу).

В ходе исследования функционирования социального капитала на региональном рынке труда Сахалинской области были получены следующие данные.

Использовали социальный капитал при трудоустройстве (в той или иной его форме) 60,5% респондентов; не прибегали к его помощи 39,5% опрошенных. Неиспользование социального капитала при трудоустройстве респонденты объясняли, как правило, тем, у них отсутствуют связи, которые могли бы помочь в этом вопросе – такой ответ дали 68% респондентов. Среди других причин представители данной группы называли: способность самостоятельно найти работу без использования связей – 21%, нежелание быть обязанным кому-либо – 11%.

Согласно результатам исследования, среди основных форм поддержки, полученных респондентами, использовавшими социальный капитал при трудоустройстве, можно назвать следующие:
– получение информации о потенциальном рабочем месте – около 60% респондентов;
– получение при трудоустройстве рекомендации от родственников, знакомых, друзей – 48,5%;
– знакомство с работодателем благодаря использованию социального капитала – 23,1%;
– принятие на работу непосредственно кем-то из родственников, друзей, приятелей, знакомых – 21,1% респондентов.

Полученные данные свидетельствуют о том, что социальные связи, составляющие социальный капитал субъекта рынка труда, способны не только аккумулировать информацию о потенциальных рабочих местах, но и оказывать влияние на действия тех, кто принимает решение о найме сотрудников, а также способствовать установлению непосредственного контакта между соискателями рабочих мест и работодателями.

Согласно полученным результатам исследования, респонденты, нашедшие работу с использованием своих социальных связей, имеют в целом более высокие показатели занятости по сравнению с респондентами, не прибегавшими к социальным связям в процессе поиска работы. Так, ответы респондентов о размере их заработной платы, характере занятости (постоянная или временная), возможностях карьерного роста имеют различия в двух группах опрошенных. Это выражается как в субъективной оценке респондентами своих рабочих мест, так и в объективных показателях. Распределение ответов на вопрос, представленный в таблице, подтверждает данный тезис.

Как видно из данных, приведенных в таблице, в группе респондентов, использовавших социальный капитал при трудоустройстве, наблюдается более высокий уровень удовлетворенности различными аспектами своих должностей / рабочих мест.

По объективным характеристикам качества рабочих мест, таким как уровень заработной платы и статус занятости, также имеются различия в двух группах респондентов. Так, например, среди респондентов, использовавших социальные связи при трудоустройстве, 15% получают заработную плату выше средней по Сахалинской области, тогда как в группе респондентов, не использовавших связи, этот показатель равен 7%. Кроме того, у 88% респондентов, использовавших социальный капитал при трудоустройстве, занятость является постоянной, а в группе респондентов, не использовавших социальный капитал, постоянную занятость имеют 79,7% опрошенных.

При проведении исследования не было выявлено связи между использованием респондентами социального капитала и продолжительностью поиска работы. Большинство респондентов, вне зависимости от использования/неиспользования социального капитала, нашли работу в течение 1–3 месяцев. Это может быть объяснено тем, что ввиду определенной замкнутости рынка труда Сахалинской области и ограниченности кадрового потенциала работодатели склонны принимать решения о найме сотрудников в сравнительно сжатые сроки.

В ходе исследования были выявлены некоторые особенности использования социального капитала при трудоустройстве представителями различных социально-демографических групп. Так, было установлено, что среди трудовых мигрантов удельный вес респондентов, использовавших социальный капитал, равен 83%, что значительно выше аналогичного показателя в группе респондентов, являющихся коренными жителями Сахалинской области (60,5 %). По нашему мнению, это связано с тем, что трудовые мигранты, приезжающие в Сахалинскую область, как правило, имеют дефицит человеческого капитала (низкий уровень образования, квалификации, слабое знание русского языка). В данной ситуации они менее конкурентоспособны и активно используют социальный капитал для адаптации к рынку труда принимающего общества. Согласно данным исследования, при решении вопроса о трудоустройстве приезжие граждане чаще всего используют так называемые «слабые» связи (то есть связи со знакомыми, приятелями, земляками), тогда как при решении материальных и финансовых проблем чаще склонны обращаться к «сильным» связям (родственники, близкие друзья).

Специфика использования социального капитала выявлена также в группе респондентов в возрасте от 18 до 24 лет. Среди молодежи отмечается самая низкая по выборке доля респондентов, использовавших социальный капитал при поиске работы и трудоустройстве (51,4%). Такое обстоятельство объясняется тем, что молодежь в данной возрастной группе – это преимущественно выпускники высших и средних профессиональных учреждений, которые в силу своего возраста имеют дефицит социального капитала. Ресурсный потенциал социальных связей представителей данной возрастной группы также достаточно низок, так как контрагентами этих сетей связей в большинстве случаев являются такие же выпускники и молодые специалисты, не имеющие существенного опыта работы и контактов с обладателями статусных социальных позиций. При поиске подходящего рабочего места представители данной группы чаще всего обращаются к сильным связям (родители и другие близкие родственники).

На основе анализа результатов проведенного эмпирического исследования можно сформулировать вывод о том, что в условиях регионального рынка труда представлены следующие функции социального капитала:
– аккумулирование информации о вакантных рабочих местах;
– влияние на поведение тех, кто принимает решения о найме персонала;
– обеспечение доступа субъектов к рабочим местам, характеризующимся более высоким уровнем заработной платы и благоприятными условиями занятости.

В целом, полученные данные позволяют констатировать, что социальный капитал в существенной степени определяет результаты конкуренции субъектов регионального рынка труда.

Результаты исследования позволяют выделить разнонаправленные последствия использования социального капитала на рынке труда. С одной стороны, обращение к данному каналу трудоустройства способствует более результативному поиску индивидом подходящего места работы. С другой стороны, подобная ситуация может негативно отражаться на региональном рынке труда в целом, нарушая процессы здоровой конкурентной борьбы за рабочие места. Полагаем, что влияние социального капитала на рынок труда региона в целом не ограничивается указанными эффектами, в связи с чем данная проблематика требует проведения дополнительных научных исследований.

Литература:

1. Бурдье П. Формы капитала. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsoc.hse.ru/2002-3-5.html (дата обращения: 05.01.2015).
2. Грановеттер М. Сила слабых связей. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsoc.hse.ru/2009-10-4.html (дата обращения: 05.01.2015).
3. Коньков А.Т. Концепция социального капитала в современной социологии: монография. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2006. С. 114–130.
4. Синицына Т.В. Новый средний класс: особенности сетевого трудоустройства. [Электронный ресурс]. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2008/vipusk_15._ijun_2008_g./sinitsyna.pdf (дата обращения: 05.01.2015).
5. Коньков А.Т. Использование социального капитала как стратегия поведения на американском рынке труда. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/12/01/1214825157/4bKonkov.pdf (дата обращения: 05.01.2015).
Яндекс.Метрика