Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №1 (53) январь 2015  Рубрика: Педагогические науки"

Четвертый этап в формировании компетентностного подхода в отечественном образовании

А.В. Шатров, аспирант,
кафедра социально-гуманитарных дисциплин,
Московский институт открытого образования,
г. Москва, Россия
Статья посвящена происходящим в России изменениям в сфере образования, в основе которых лежит принятый 1 сентября 2013 года федеральный закон «Об образовании в РФ» и ФГОС 2-го поколения. Автор обращается к анализу инновационной образовательной политики государства. За основу анализа взяты три этапа становления компетентностного подхода в образовании, разработанных И.А. Зимней в начале 2000-х годов. Законодательное закрепление приоритетных направлений в сфере отечественного образования позволяет сделать вывод об очередном этапе внедрения компетентностного подхода. Директивно-законодательное внедрение компетентностного подхода в педагогический процесс, подкрепленное компьютеризацией школы и информационными технологиями, существенно изменяет его основные характеристики и функции. Сущностные изменения приобретают такие основные характеристики педагогического процесса, как целенаправленность (современной школе нужны совершенно новые подходы к формированию педагогических условий), двусторонность (становится многосторонней из-за новых форм обучения), целостность (из-за несовпадающей мотивации обучения детей, родителей, работодателей, государства). Трансформация характеристик педагогического процесса оказывает влияние на изменение самого феномена знаний и его соотношения с общественной практикой. Автор делает вывод о том, что все изменения, происходящие в современной школе под воздействием как всеобъемлющей компьютеризации педагогического процесса, так и потребностей общества и государства, положили начало четвертому этапу в формировании компетентностного подхода в отечественном образовании.
Ключевые слова: федеральный закон «Об образовании», ФГОС 2-го поколения, компетентностный подход, компетентность, компетенции, педагогический процесс, комплекс блоков педагогических условий

С середины 80-х годов прошлого столетия отечественное среднее образование находится в состоянии перманентного реформирования, целью которого является повышение его качества и достижение уровня, удовлетворяющего потребности общества и государства как основных заказчиков и потребителей образовательной продукции.

Естественный ход событий поставил на повестку дня такие учебные результаты, которые не сводятся к простой комбинации сведений и навыков, а ориентированы на решение реальных образовательных задач. Именно такой подход и называться компетентностным1. Трагический динамизм современного мира придает особое звучание еще вчера, казалось бы, общим словам: «о способности выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации, видеть и творчески решать возникающие проблемы, активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения»2.

Наиболее перспективным путем решения проблемы достижения нового качества обученности и повышения уровня образованности выпускников школы является внедрение компетентностного подхода. В результате именно этого подхода, который «выдвигает на первое место не информированность обучающегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании»3, ребенок учится решать проблемы в условиях неопределенности. Стало быть, успешный ученик – это ученик, который управляет своей собственной учебной деятельностью и получает хорошие результаты.

В современных условиях высочайшей динамичности современного общества человек начинает сознательно выбирать индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими интересами и общественными потребностями. Роль и предназначение образования стремительно смещается в сторону удовлетворения образовательных запросов людей и сопровождения их в течение всей жизни.

Исследуя генезис понятия «компетентность», И.А. Зимняя выделяет три этапа становления образования, направленного на формирование компетентности – competence-basededucation (CBE)4.

Первый этап она относит к 60–70-м годам ХХ века. Этот этап интересен тем, что в научный оборот введен термин «компетентность», который начинают исследовать в филологии и социологии.

Второй этап относится к 80–90-м годам ХХ века, когда понятие компетентности формируется по линии терминологии и содержательной разработки понятия «социальная компетентность». Одним из пионеров в толковании компетентности выступил британский психолог Дж. Равен. В своей работе «Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация» исследователь дает развернутое толкование компетентности как явления, которое состоит из большого числа компонентов, относительно независимых друг от друга 5.

Этим же путем пошли и другие зарубежные и отечественные исследователи. Они начинают не только изучать компетентность как свойство личности, но и строить образовательный процесс через ее формирование (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская), выделяя для разных видов деятельности различные компетенции.

Третий этап начинается в 90-х годах прошлого столетия и продолжался до 10-х годов века нынешнего. Он характеризуется не только выделением и анализом понятия «компетентность» (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская и другие), но и активным использованием этого понятия в образовательной политике многих стран Европы и Азии (Болонский процесс, проект «Тюнинг» – «Настройка образовательных структур» (Tuning of educational structures).

Россия декларировала свое намерение согласовать свою оценку качества образования с международными стандартами, то есть перейти на общий язык (терминологию), с помощью которой можно описать образовательный процесс, где объектом измерения, а также оценки эффективности образования является соотнесение квалификации и профессиональной успешности специалиста с его компетентностью и компетенциями.

Появление в педагогической науке внятно сформулированных ключевых понятий и целей компетентностного подхода, с одной стороны, и возрастающий интерес общества и государства к образованию, с другой, предопределило, на наш взгляд, следующий этап – четвертый.

2012 год можно считать рубежным, потому что государство не просто декларировало свои цели в области образования, как это имело место с «Концепцией модернизации российского образования до 2010 года» и ФГОС, а закрепило эти намерения законодательно в федеральном законе «Об образовании»6. Начало нового, 2013/2014 учебного года совпало с внедрением в жизнь школы еще одного документа – Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) 2-го поколения7. Оба документа, являясь звеньями одной цепи, дополняют друг друга, что указывает на единство подходов к образованию, лежащих в их основе. Такие действия правительства полностью вписываются в долгосрочную программу под названием «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года», которая разработана по заказу российского правительства в 2011 году.

Несмотря на многочисленные, совершенно обоснованные критические замечания к ФГОС, у них есть в тоже время важный положительный момент. Это унификация положений, то есть единые требования на всех уровнях образовательного пространства. Такой подход для российского образования является традиционным еще с советских времен, когда создавалась единая трудовая политехническая школа. В то же время впервые в директивных документах не только обозначены цели обучения в виде знаний, умений, навыков, но и говорится о формировании и развитии «компетентности/компетенции» на основе компетентностного подхода или, другими словами, ориентация на итоговые результаты образования. Следовательно, социально востребованной является готовность школьников к современной целесообразной деятельности, приносящей конкретный позитивный результат.

Такая задача меняет основные характеристики педагогического процесса, такие как целенаправленность, двусторонность и целостность.

В целенаправленности педагогического процесса важно всё, что окружает ребенка, с чем он взаимодействует. Если еще 10–15 лет назад основными в окружении ребенка были родители, товарищи, школа, то сегодня приоритетным для него становится интернет-общение. С одной стороны, это уводит ребенка из привычного круга общения, а с другой, делает самодостаточным, более независимым в принятии решений и ответственности за их результаты.

Задача учителя – придать этому окружению целенаправленный характер через создание условий, способствующих формированию и развитию ребенка. Изменение требований к образованию ставит на повестку дня изменение идеи педагогических условий. Сегодня стоит задача разработки не жестких педагогических условий в виде установок или ценных указаний, а открытой, быстро изменяющейся системы, позволяющей любому педагогу сделать рациональный выбор действий для достижения положительных результатов обучения. Такой системой, на наш взгляд, является комплекс блоков педагогических условий, то есть нужно задать направление работы учителя в зависимости от цели и задачи конкретного урока.

Видоизменяется двусторонность педагогического процесса. Он становится многосторонним под воздействием информационных технологий. Сегодня доступно домашнее обучение, дистанционное обучение, экстернат. Видоизменяется сама профессия педагога. Самый яркий пример – появление тьюторов, которые, составляя индивидуальные программы обучения для детей, одновременно согласовывают их с учителями-предметниками, то есть являются не обучающей, а сопровождающей стороной. Появление преподавателя, профессионально организовывающего педагогическое сопровождение школьника, на наш взгляд, является существенным проявлением этого процесса. Компетентностный подход оказывает содействие этому процессу, так как выработка ключевых компетенций становится приоритетной задачей обучения, где способность ребенка самостоятельно находить нужную ему информацию и работать на результат является одним из важнейших показателей произошедших изменений. Именно поэтому компетенцией, по мнению О.Н. Олейниковой, является «интегрированное использование знаний, умений, ноу-хау и отношений в известных или новых трудовых ситуациях»8. Деятельность тьютора по управлению детскими и родительским приоритетами становится в таких условиях доминирующей.

Следовательно, когнитивная и информационная компетенции школьников сделали возможным не только использование ИКТ-технологий практически на всех предметах, но и, как было указано выше, стали менять саму суть педагогической профессии. Уход от школы как единственной формы обучения, появление педагога с функциями наставника-организатора уводит педагогический процесс от двухсторонней системы «учитель-ученик».

Целостность педагогического процесса в его сути (обучении и воспитании), в логике его развития, где компоненты обучения составляют внутреннее единство. Однако изменение характера современного детства, изменение мотивов обучения у школьников и родителей, быстро меняющиеся потребности государства и запросы работодателей подвергают эту целостность серьезному испытанию. Ее сохранение становится насущной задачей любого школьного коллектива. Существенную помощь в ее решении может оказать компетентностный подход с формированием «компетентности/компетенции» – например, компьютерная компетентность или языковые компетенции востребованы всеми без исключения. Он упорядочивает требования как к учебному процессу, устраняя возникший в последние несколько десятилетий разнобой в деятельности учителей, в единую стройную систему, так и к анализу результатов управленческой деятельности, то есть тем самым возвращает уровень целостности по горизонтали и вертикали. Это нашло свое подтверждение в новом формате государственной аттестации ОГЭ и ЕГЭ, где основное место стали занимать творческие задания и вопросы с разноплановыми ответами, а так же в метапредметном подходе в обучении9. Таким образом, компетентностный подход, становясь ведущим, позволяет сохранить целостность педагогического процесса.

Трансформация характеристик педагогического процесса оказывает влияние на изменение самого феномена знаний и его соотношения с общественной практикой: добывание знания становится приоритетной сферой профессиональной деятельности человека. В таких условиях, как это ни парадоксально звучит, «знаниевое научение» стало утрачивать смысл10, а компе тентностная деятельность становится главной характеристикой субъекта обучения, ключом к пониманию современного педагогического процесса.

Несмотря на продолжительный период применения компетентностного подхода в образовании, только в последние несколько лет государство, опираясь на педагогическую науку, принимает новый закон об образовании и четко формулирует свое к нему отношение, что позволяет нам говорить о новом этапе развития.

Следовательно, четвертый этап развития компетентностного подхода позволяет подойти к решению проблем взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда. В настоящий момент в современной России происходит своеобразная притирка, обкатка, перезагрузка образования в условиях растущей активности рыночных отношений. Этот этап длительный, деликатный, болезненный, но его необходимо пройти, так как в этом заключаются потребности общества и государства.

Литература:

1. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2003. 101 с.
2. Примерные программы по учебным предметам. История. 5–9 классы: проект. М.: Просвещение, 2010. 94 с. (Стандарты второго поколения).
3. Болотов В.А., Серииков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34.
5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002. 298 с.
6. Федеральный Закон «Об образовании Российской Федерации». М.: Издательство «Омега-Л», 2013. 134 с. (Законы Российской Федерации).
7. ФГОС 2-го поколения. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=142269&req=doc (дата обращения 15.12.2014).
8. Олейникова О.Н. Европейское сотрудничество в области профессионального образования и обучения: Копенгагенский процесс. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2004. 70 с.
9. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. 50 с.
10. Болотов В.А., Серииков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8.