Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №1 (53) январь 2015  Рубрика: Педагогические науки"

Общественная направленность личности студента-первокурсника в процессе адаптации к обучению в вузе

Т.Ю. Жарова, зам. директора по внеучебной работе,
Н.М. Куликов, канд. пед. наук,
кафедра экономики, управления и предпринимательства,
М.А. Ехлакова, студент,
Чайковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета,
г. Чайковский, Россия
Одним из главных критериев социальной и профессиональной успешности выпускника, по мнению авторов, является продуктивность его обучения в учебном заведении. Особенно на первом курсе, когда студент проходит период адаптации, в том числе к новому для него окружению. В этот период закладывается навык совместной работы в учебной группе, в творческом или спортивном коллективе, эффективность которого во многом определяется сформированностью направленности личности. В статье представлен анализ характеристик общественной направленности личности студента, определяющей сформированную ориентацию на конструктивное сотрудничество с окружающими его людьми, интерес к совместной деятельности, готовность работать в коллективе. Анализ основных показателей социальной мотивации первокурсников позволил авторам выявить, что общественная направленность определена выраженностью мотивации достижения цели, большой степенью участия в коллективных событиях в учебной и внеучебной деятельности, спортивных соревнованиях, явно выраженным характером коллективистской направленности, а также позитивной реакцией на условия совместной деятельности, преодоление препятствий и трудностей. Данные результаты дают основание говорить об успешности процесса адаптации первокурсников к работе в вузовском коллективе и эффективности процесса взаимодействия с основными субъектами образовательного пространства.
Ключевые слова: личность студента, общественная направленность, адаптация, социальная мотивация, чувство коллективизма, соблюдение общественной этики, мотивы

В новых условиях функционирования высшей школы основной целью учебного процесса должно стать становление по настоящему созидающего, творчески активного, личностно, социально и профессионально успешного выпускника, который на основе усвоенного учебного материала и умения добывать необходимую информацию способен к саморазвитию и действиям в изменяющихся условиях профессиональной и социальной деятельности, должен достигать реального, вписанного в экономическую, политическую, историческую и социальную действительность успеха; осознавать самого себя как личность, гражданина своей страны и часть общественно-государственной системы; иметь четкое представление об окружающем мире и законах его развития; и, наконец, может воздействовать на этот мир, чтобы добиться поставленных личностных и профессиональных целей.

В этих условиях одним из главных критериев успешности выпускника является эффективность его обучения в учебном заведении, особенно на первом курсе, когда студент проходит период адаптации, в том числе к новому для него окружению, когда закладывается навык совместной работы в учебной группе, в творческом или спортивном коллективе, эффективность которого во многом определяется сформированностью направленности личности.

Направленность личности является многокомпонентным устойчивым мотивационным комплексом, объединяющим потребности, интересы, мотивы, цели, эмоции, субъективные отношения к окружающему, сознательную регуляцию, направляющую активную деятельность человека. Исследованием направленности занимались многие известные ученые-психологи и педагоги: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, А.А. Ухтомский и др. В своих работах они подчеркивали – наличие устойчиво доминирующих мотивов поведения и деятельности человека и создает направленность его личности.

В современной педагогической и психологической литературе, рассматривающей различные компоненты направленности личности студенческой молодежи, наибольшее внимание уделяется изучению и развитию такого компонента, как профессиональная направленность (А.А. Когут, Н.С. Колмогорова, А.А. Криулева, Л.И. Кунц, Л.А. Ларионова, Л.В. Мезенцева и др.) и недостаточно другим – не менее важным, в частности общественной направленности личности, определяющей сформированную ориентацию человека на конструктивное сотрудничество с окружающими его людьми.

В свою очередь, федеральные государственные образовательные стандарты особое внимание уделяют формированию социально-личностных компетенций студентов вузов: способности и готовности к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к кооперации с коллегами и работе в коллективе, к толерантности, уважению и принятию другой личности, к социальной мобильности, что вступает в противоречие с тенденциями общеобразовательных школ к формированию индивидуальных образовательных траекторий для учеников старших классов, к достижению персональных успехов.

В этих условиях процесс адаптации первокурсников к работе в вузовском коллективе затруднен и может осуществляться медленнее и менее эффективно, поскольку зависит от умения и готовности студента к взаимодействию, от интереса к совместной деятельности, побуждающего к эффективному использованию мотивационной сферы, как в учебной, так и общественной деятельности, работе в тесном сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса1.

Недостаточная изученность общественной направленности личности студентов-первокурсников определяет необходимость рассмотреть вопросы сформированности интереса к совместной деятельности, готовности работать в студенческом коллективе, что определило задачи исследования, организованного и приведенного авторами. Анализ базовых характеристик данного феномена необходим для более эффективного управления процессом адаптации студентов к обучению в вузе.

Исследование проводилось на базе Чайковского филиала ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» в 2013–2014 гг. В исследовании приняли участие 103 студента 1-го курса очной формы обучения технических и гуманитарных направлений: 70 юношей и 33 девушки. Средний возраст испытуемых 18,2 года.

В ходе педагогического наблюдения была использована модифицированная карта, составленная В.Л. Марищуком и Л.К. Серовой для оценки показателей социальной адаптации2. Ключевыми параметрами для анализа явились:

– выраженность мотивации достижения;

– характер нравственной мотивации (индивидуалистической и коллективистской);

– социальная реакция на условия соревнований, препятствия, трудности.

Анализируя полученные результаты, можно выявить стремление 51% исследуемых к участию в коллективных мероприятиях филиала с целью показать лучшие результаты по сравнению с уже достигнутыми (см. табл. 1).

Дополнительный опрос позволил выявить основные причины интереса студентов к общественным мероприятиям и соревнованиям. Среди указанных причин следует отметить следующие:

– «дух соревнований», интерес к мероприятиям, соревнованиям (52% опрошенных);

– стремление помочь своей команде победить (25% опрошенных);

– высокая ответственность перед товарищами (11% опрошенных);

– желание повести за собой остальных для достижения успеха, в том числе личного (9% опрошенных);

– желание завоевать симпатию девушки/юноши (3% опрошенных).

Удовлетворяются участием в соревнованиях и мероприятиях на уже достигнутом уровне и не стремятся к большему 26% испытуемых. У данной категории преобладающей причиной является интерес к общению и коммуникациям с товарищами в ходе тренировок, соревнований и мероприятий.

Однако 8% студентов участвуют в соревнованиях и мероприятиях без большого желания, 5% – принимают участие в мероприятиях только при наличии личной выгоды и 2% первокурсников отказываются участвовать в мероприятиях и соревнованиях под какими-либо предлогами или без объяснения причин. В данном случае такие результаты позволяют утверждать, что у студентов преобладают интересы, не связанные с внеучебной деятельностью в институте.

Кроме того, авторами были выделены основные мотивы взаимодействия с коллективом (использовалась модифицированная методика В.Л. Марищука, А.И. Волкова3). Обследуемым предлагалось в каждом разделе выбрать не более трех ответов, наиболее значимых для себя. Результаты представлены в таблице 2.

Как видим из таблицы, наиболее значимыми мотивами взаимодействия с коллективом студенты указали чувство долга (86%) и ответственность перед другими (74%). Другие мотивы являются менее значимыми, однако отражают индивидуальные стремления к успеху у первокурсников. Так, мотив самоутверждения, стремления быть первым отметили 25% опрошенных, на стремление получить похвалу и признание указали 11% студентов.

Таким образом, большинство опрошенных студентов стремятся соблюдать дружеские отношения, потому как ощущают свою ответственность перед коллективом, перед товарищами и наставниками.

Параллельно с изучением мотивов взаимодействия были рассмотрены чувства «коллективизма», переживаемые в наибольшей мере, такие как восприятие интересов и целей студенческой группы или спортивного коллектива как собственных – сопоставление интересов студенческой группы с личными и др.

Результаты опроса показали, что чувство привязанности к коллективу имеет важное значение для большинства первокурсников.

Для 45% опрошенных интересы и цели студенческой группы или спортивного коллектива воспринимаются как собственные, личные интересы, они готовы проявить активность, защищая интересы коллектива, стремятся быть в активе, тогда как для 32% интересы и цели студенческой группы или спортивного коллектива сопоставляются с личными, но предпочтение отдается общественному.

26% не всегда могут определиться с личными и общественными интересами, и когда личные интересы противостоят интересам студенческой группы или спортивного коллектива, возникают противоречивые мысли и чувства; решение зависит от того, что подскажут наиболее активные члены коллектива.

Незначительная часть студентов явно или скрыто пренебрегают интересами коллектива, ставя личные интересы выше общественных. Так, для 6% первокурсников интересы и цели студенческой группы или спортивного коллектива воспринимаются постольку, поскольку они совпадают с личными интересами; предпочтение общественным интересам отдается в том случае, когда возникает опасность утратить поддержку коллектива. 4% опрошенных предпочтение обычно отдают личным интересам.

Таким образом, исследование позволило нам выявить, что общественная направленность личности студентов-первокурсников определена выраженностью мотивации достижения цели, большой степенью участия в коллективных событиях и спортивных соревнованиях, явно выраженным характером нравственной мотивации (коллективистской направленностью), позитивной реакцией на условия коллективной деятельности и соревнований, а также преодолением препятствий и трудностей, что позволяет говорить об успешности процесса адаптации первокурсников к работе в вузовском коллективе.

Литература:

1. Куликов Н.М. Формирование интереса к занятиям физической культурой сельских школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: Челябинск, 2000. С. 6.
2. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Серова Л.К. Психодиагностика в спорте: учебное пособие для вузов. М.: Просвещение, 2005. С. 37–38.
3. Там же. С. 39–40.
Яндекс.Метрика