Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №1 (53) январь 2015  Рубрика: Педагогические науки"

Формирование основ культуры казачества как предмет педагогического исследования

Е.И. Курышева, ст. преподаватель,
Н.А. Александрина, канд. пед. наук, ст. преподаватель,
кафедра менеджмента и маркетинга,
Московский финансово-юридический университет МФЮА (Волгоградский филиал),
г. Волгоград, Россия
Разнообразие культурного окружения и усиление глобальных миграционных процессов, способствующих формированию многонациональных образований, социальных общностей и коллективов, вызывает необходимость искать пути налаживания межнациональных отношений и мирного сосуществования различных этнокультур в поликультурной среде. Процесс формирования и развития культурных традиций, доминантных для конкретной территории, крайне сложен, он осуществляется всей совокупностью социальной действительности, окружающей личность. Обычно данный процесс происходит стихийно, но его можно и нужно делать целенаправленным. Для этого необходима, по мнению автора, организованная педагогическая деятельность. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в рамках гранта РГНФ «Организации территориального общественного самоуправления как инструмент развития традиционной культуры казачества на территории Волгоградской области». Анализируя полученные данные, автор указывает на перспективность привлечения к процессу развития культуры казачества представителей прочих этносоциальных групп, поскольку преобладающими чертами данной культуры являются духовно-нравственные традиции. Они сформировались на протяжении многовекового православного уклада жизни и проявляются в любви к Богу и ближнему, трудолюбии, почтению к родителям и старшим, гуманном отношении к людям, патриотизме и служении Отечеству. Кроме того, автор отмечает, что организация высшего профессионального образования как социальный институт имеет все возможности для формирования у студентов основ традиционной доминантной для того или иного региона культуры в ходе как учебной, так и внеучебной деятельности. Выполнение данной функции, несмотря на ее очевидную латентность, является крайне актуальной задачей вуза в контексте обеспечения региональной культурной безопасности.
Ключевые слова: казачество, поликультурная среда, этносоциальные группы, традиционная культура, Волгоградская область, региональная культурная безопасность, система ценностей общества, духовные ценности

В современных условиях обособленное существование народов и культур практически невозможно из-за усиления миграционных процессов, увеличения числа этнически смешанных семей, образования многонациональных коллективов в социальных институтах. Такое положение характерно и для Волгоградской области.

В частности, по официальным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, только за 2013 год на территорию региона прибыло более 40 тысяч мигрантов1. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую приводит к отсутствию взаимопонимания. Следовательно, возникает необходимость прилагать усилия для налаживания мирного сосуществования различных этнокультур в поликультурной среде.

Под поликультурной средой будем понимать «совокупность всех условий жизнедеятельности, в которых осуществляется интеграция общекультурного (на макроуровне), социального и личностного начал. Это своеобразное пространство уклада жизни сообщества, проживающего на определенной территории. … В то же время она независима от порождающей ее общности, поскольку не замыкается лишь на одной группе и не исчезает целиком в конкретном ареале, даже если она мигрирует в другой регион»2.

Проблема мирного сосуществования различных культур в поликультурной среде в современных условиях неразрешима без их взаимного проникновения и, следовательно, обогащения, уважения их базовых духовных ценностей. Данный процесс предполагает достижение социальной и психологической интеграции индивидуума с еще одной культурой без потери богатств собственной. При этом базовые духовные ценности двух культур, такие как истина, добро, красота, чувство долга и совесть, безусловно, должны совпадать.

Процесс приобщения к традиционной казачьей культуре представителей внешних по отношению к казачеству этносоциальных групп представляется достаточно перспективным как с точки зрения реальности его воплощения (шансов на его успешную реализацию), так и по отношению к потенциально возможным положительным результатам его реализации, поскольку преобладающими чертами культуры казачества являются духовно-нравственные традиции и патриотизм.

В социально-философском контексте духовно-нравственные традиции казачества формировались на протяжении многовекового православного уклада жизни и проявляются в любви к Богу и ближнему, трудолюбии, почтению к родителям и старшим, гуманном отношении к людям, патриотизме и служении Отечеству, разумности жизненных установок, возможности самопожертвования.

Следует согласиться с Г.Н. Сараевой в том, что «сущность духовно-нравственных традиций казачества – в казачьем духе беззаветного служения Родине, религиозности, в рыцарском понимании чести, в благородном стремлении к славе, в психологии свободного человека, независимом характере и чувстве собственного достоинства, в безграничной любви казака к родному краю, во врожденной любви к военному делу, в своеобразии казачьего быта, испытанном умении быстро и организованно действовать, в развитом чувстве взаимной выручки»3.

Социализация молодого человека в казачьем сообществе – это процесс статусно-ролевого освоения и усвоения, определения и ориентации в институционально организованной социальной среде, в ходе которого формируется культура личности человека, гражданина и патриота4.

Перечисленные выше базовые составляющие традиционной культуры казачества, безусловно, являются положительными с точки зрения обеспечения интересов российской государственности. Поэтому разработка механизмов приобщения к данной культуре на территории ее доминирования представителей этносоциальных аут-групп (по отношению к самому казачеству) имеет немаловажное значение.

С этой целью на базе Волгоградского филиала Московского финансово-юридического университета МФЮА было проведено социологическое исследование в рамках гранта РГНФ «Организации территориального общественного самоуправления как инструмент развития традиционной культуры казачества на территории Волгоградской области». Всего было опрошено 1 250 респондентов в возрасте 18–65 лет, проживающих в границах 25 организаций территориального общественного самоуправления (ТОС), расположенных на территории пяти муниципальных образований Волгоградской области, имеющих богатые казачьи традиции – Алексеевского, Калачевского, Кумылженского, Серафимовичского и Урюпинского муниципальных районов (по 50 человек на территории каждой из 25 выбранных организаций ТОС).

В ходе исследования респондентам задавался вопрос о перспективности приобщения к традиционной культуре казачества представителей прочих этносоциальных групп. Более половины опрошенных (59,84%) заявили, что поддерживает данную инициативу, а среди тех, кто относит себя к казачеству, 79,02%.

Кроме того, было установлено, что на территории выбранных ТОС доля жителей, относящих себя к казачеству, составляет 57,2%, в то время как тех, кто причисляет себя к носителям традиционной казачьей культуры – лишь 48,0%, причем среди этой группы доля казаков, не являющихся носителями традиционной казачьей культуры, достаточно высока – 17,62%.

Данные результаты, с одной стороны, подтверждают перспективность привлечения к традиционной культуре казачества представителей прочих этносоциальных групп, а с другой стороны, свидетельствуют о необходимости ведения более активной PR-деятельности в этом направлении в среде самого казачества.

Необходимо отметить, что культура казачества представляет собой перспективный образец традиционной культуры, доминантной для Волгоградской области, в плане вовлечения в нее новых носителей. Данный факт объясняется тем, что казачество является субэтносом, а основные духовные ценности его культуры приемлемы для доктринальных положений всех без исключения традиционных для Российской Федерации религий.

Подтверждением является и тот факт, что представители прочих этносоциальных групп (находящихся вне казачества) не возражают против участия своих детей и внуков в мероприятиях по популяризации традиционной культуры казачества (см таблицу).

В ходе исследования респондентам было предложено ответить на вопрос: принимают ли их дети или внуки участие в каких-либо мероприятиях по развитию традиционной культуры казачества?

Как видим, доля респондентов, не относящих себя к казачеству, чьи внуки или дети принимают участие в мероприятиях по развитию традиционной культуры казачества, достаточно высока для релевантных ситуаций (42,55%), причем высока именно вследствие универсальности ее основных духовных ценностей.

Кроме того, процесс развития культуры казачества имеет особое значение для Волгоградской области, что было подтверждено результатами социологического исследования: респонденты оценили важность процесса развития культуры для региона на 6,41 балла по шкале от 0 до 10, где 0 – «совсем не значимо», 10 – «максимально значимо».

Культура казачества в целом является одной из доминирующих на территории области, при том что сам регион является одним из российских лидеров по развитию традиционной культуры данного типа. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что на территории региона ежегодно проводится Всероссийский фольклорный фестиваль-конкурс традиционной казачьей культуры «Станица», а в сентябре 2014 года в Правительстве Волгоградской области прошло выездное заседание Федеральной комиссии по организации господдержки и развитию самобытной казачьей культуры Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Это мероприятие впервые проводилось за пределами Москвы, в чем просматривается признание положительного опыта Волгоградской области по развитию традиционной культуры казачества.

Наконец, следует отметить, что в исследовании была также установлена особая роль образовательных учреждений в развитии традиционной культуры казачества на территории Волгоградской области, что может стать темой отдельной дискуссии и публикации. Именно поэтому место проведения опытно-экспериментальной работы (студенческая среда) является крайне перспективным с исследовательской точки зрения, а проблематика представляет существенный практический интерес.

Таким образом, можно констатировать, что процесс формирования и развития культурных традиций крайне сложен, он осуществляется всей совокупностью социальной действительности, окружающей личность: системой ценностей общества, семьей, средствами массовой информации, общением со сверстниками и т. п. Обычно данный процесс происходит стихийно, но его можно и нужно делать целенаправленным, а для этого необходима, на наш взгляд, особо организованная педагогическая деятельность. Организация высшего профессионального образования как социальный институт имеет все возможности для формирования у студентов основ традиционной доминантной для того или иного региона культуры (в нашем случае – культуры казачества) в ходе как учебной, так и внеучебной деятельности. Именно поэтому следующим шагом в исследовании должны стать вопросы разработки методического инструментария для формирования у студентов основ культуры казачества в поликультурной среде университета.

Литература:

1. Статистический ежегодник «Волгоградская область 2012». Официальное издание. Волгоград: Волгоградстат СРСМ, 2013. 838 с.
2. Гуров В.Н., Шабалдас А.Е. Поликультурная среда как объект социально-педагогических исследований // Вестник Ставропольского государственного университета. 2003. № 35. С. 88.
3. Сараева Г.Н. Духовно-нравственные традиции казачества, их специфика и влияние на современное российское общество: дисс. … канд. филос. наук. Ставрополь, 2007. 165 с.
4. Левченко Т.В. Традиции российского казачества – духовный ресурс патриотического воспитания детей и молодежи: научно-методическое издание. Волгоград: изд-во ВолГМУ, 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vounb.volgograd.ru/elibrary/book/levchenko/Levchenko_Tradicii_rossiyskogo_k azachestva.pdf (дата обращения 26.12.2014).