Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №1 (53) январь 2015  Рубрика: Педагогические науки"

Персонифицированный образовательный маршрут педагога-музыканта

О.В. Дедюхина, канд. пед. наук,
педагог дополнительного образования,
Центр творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость»,
г. Москва, Россия
В статье рассматривается персонифицированный образовательный маршрут педагога-музыканта как авторская программа реализации системы дополнительного профессионального образования и самообразования, а также спроектированный творческий алгоритм музыкально-педагогической деятельности. Раскрыты особенности проецирования персонифицированного образовательного маршрута, специфика выбора педагогом-музыкантом образовательных программ, образовательных услуг для организации обучения с опорой на внутренние потребности и ресурсы личности на пути квалификационного роста, профессионального становления и самосовершенствования. Персонифицированный образовательный маршрут педагога-музыканта рассматривается как матрица образовательного процесса, формируемая непосредственно в ходе деятельностного освоения педагогом социокультурной среды. Маршрут объединяет совокупность особенностей профессиональной деятельности педагога-музыканта, отображает созданную им индивидуальную модель той «культуры», в которой он проецирует свою профессиональную деятельность, творчески самореализуется в системе дополнительного профессионального музыкально-педагогического образования. Подчеркнуто, что в процессе реализации творческой идеи – персонифицированного образовательного маршрута – проявляются представления педагога-музыканта о его профессиональной деятельности, которая осуществляется в двух направлениях: научно-методической работе и музыкально-исполнительском самосовершенствовании. Выявлено, что особенностью профессионального становления педагога-музыканта на персонифицированном образовательном маршруте является обеспечение квалифицированного научно-методического сопровождения непосредственно в образовательном учреждении, где он осуществляет свою профессиональную деятельность. Публикации и доклады на научно-практических конференциях, презентации и выступления на педагогических советах и чтениях, разработанные педагогами образовательные программы, учебно-методические пособия и методические разработки, мастер-классы и др. являются результатом саморазвития, самореализации и самообразования. Особым видом музыкально-педагогического творчества при этом является музыкально-исполнительская деятельность педагога-музыканта. Основная ее цель заключается в непрерывном профессиональном совершенствовании педагога и как музыканта-исполнителя.
Ключевые слова: персонификация, персонифицированный образовательный маршрут, непрерывное профессиональное образование, педагог-музыкант

Модернизация образования определена в качестве приоритетного направления при переходе экономики и общества на новый путь развития. Дополнительное профессиональное образование как система потенциально соответствует современным требованиям воспитания педагога новой формации, профессиональному и личностному его развитию.

Одной из основных задач системы дополнительного профессионального образования является формирование педагога нового типа, готового к работе в изменяющихся условиях, способного постоянно совершенствовать качество педагогической деятельности. Для решения данных задач необходим поиск новых форм и технологий профессионального развития педагогов.

Персонификация в современной педагогике определятся как особая форма организации образовательного процесса, рассматривающего индивидуальные особенности обучающихся1; как фактор развития познавательной активности индивида2; как средство построения индивидуального образовательного маршрута3.

Персонификация, по мнению В.П. Беспалько, – это педагогическая система с корректно поставленной целью, дидактическими задачами и педагогической технологией, способной эффективно решить их. Цель персонификации В.П. Беспалько определяет следующим образом: «существующие изолированные педагогические системы – общего среднего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования – должны быть слиты в единую систему воспитания, образования и совершенствования личности»4.

«Персонифицированный образовательный маршрут выступает как форма и как процесс реализации дополнительного профессионального образования педагогов, обеспечивая преемственность содержания институционального и внутрифирменного образования как средства самообразования, саморазвития, социальной и профессиональной компетентности в направлениях детско-юношеского развития. Его реализация способствует профессиональному становлению педагога» – считает Д.М. Смирнов5.

Построение персонифицированного образовательного маршрута позволяет генерировать новые формы профессиональной деятельности педагогов. Проектируя персонифицированный образовательный маршрут, педагог осуществляет выбор образовательных программ, образовательных услуг, осуществляет свое обучение, опираясь на внутренние потребности и ресурсы личности на пути квалификационного роста, профессионального становления и самосовершенствования.

Таким образом, персонифицированный образовательный маршрут педагога-музыканта рассматривается автором в системе дополнительного профессионального образования как совокупность его ценностно ориентированных действий:

– выбор цели преобразований в своей профессиональной деятельности и обоснование реальных возможностей ее достижения;

– проектирование содержания персонифицированного образовательного маршрута, его опытная проверка, реализация и корреляция, разработка программ преобразовательных действий, планирование, мониторинг, адаптация, то есть решение задач перехода модели системы дополнительного профессионального образования в технологии деятельности

– профессиональное совершенствование и становление; – определение критериев эффективности и анализ процесса системы дополнительного профессионального образования педагога-музыканта и параметров качества результата и эффективности дополнительного профессионального образования;

– фиксация опыта индивидуальной, групповой и коллективной деятельности для определения векторов развития технологий и системы.

При создании персонифицированного образовательного маршрута как образовательного пространства субъекта предполагается его диалогическое взаимодействие с элементами социокультурной среды. Данный процесс включает в себя необходимость учета личностных качеств педагога-музыканта, а также социального заказа в виде профессионально-квалификационных требований к педагогу, разрабатываемых Минобрнауки России и педагогическим сообществом и конкретизируемых работодателем, запросами обучающихся и/или их родителями.

Проектирование содержания персонифицированного образовательного маршрута педагога-музыканта обеспечивает смысловое единство и развитие, взаимодополнение институциональных и внутрифирменных форм дополнительного профессионального образования.

В обобщенном виде процесс проектирования профессионального становления педагога-музыканта на персонифицированном образовательном маршруте в системе дополнительного профессионального образования автором может быть представлен в виде схемы.

Таким образом, создавая персонифицированный образовательный маршрут как программу системы дополнительного профессионального образования, педагог-музыкант проектирует самого себя, становясь «архитектором своей профессиональной и творческой жизни». Персонифицированный образовательный маршрут здесь становится матрицей образовательного процесса, формируемой непосредственно в ходе деятельностного освоения педагогом социокультурной среды. Маршрут объединяет совокупность особенностей профессиональной деятельности педагога-музыканта, отображает созданную им индивидуальную модель той «культуры», в обрамлении которой он проецирует свою профессиональную деятельность, творчески самореализуется в системе дополнительного профессионального музыкально-педагогического образования.

Для проектирования персонифицированного образовательного маршрута педагога-музыканта в процессе дополнительного профессионального образования необходимы специально организованные условия руководства учреждением, его методической службой.

В процессе реализации творческой идеи – персонифицированного образовательного маршрута – проявляются представления педагога-музыканта о его профессиональной деятельности, которая осуществляется в двух направлениях: научно-методической работе и музыкально-исполнительском самосовершенствовании.

Научно-методическая работа педагога-музыканта. Необходимой особенностью проектирования профессионального становления педагога-музыканта на персонифицированном образовательном маршруте является обеспечение квалифицированного научно-методического сопровождения непосредственно в образовательном учреждении (внутрифирменно), где он осуществляет свою профессиональную деятельность. Таким образом, публикации и доклады на научно-практических конференциях, презентации и выступления на педагогических советах и чтениях, разработанные педагогами образовательные программы, учебно-методические пособия и методические разработки, мастер-классы и др. являются результатом саморазвития, самореализации и самообразования. При этом педагог, работодатель, методист и обучающийся оказывают в этом процессе взаимонаправленное воздействие друг на друга и соответственно каждый на своем уровне гносеологически непрерывно осуществляет совершенствование своей профессиональной квалификации и компетентности, расширяет освоение социокультурной среды.

Музыкально-исполнительское самосовершенствование. Особым видом музыкально-педагогического творчества является музыкально-исполнительская деятельность педагога-музыканта. Основная ее цель заключается в непрерывном профессиональном совершенствовании педагога и как музыканта и исполнителя.

Чем больше создается возможностей для творческого самопроявления и самореализации педагогов как музыкантов-исполнителей в учреждении, тем больше шансов обнаружить и выращивать в общей массе одаренных, ярких, сильных и талантливых и тем уровень педагогического и музыкально-исполнительского мастерства педагогов будет выше. Публичные выступления являются тем «полем», на котором можно увидеть, а в дальнейшем развить талант педагога как музыканта-исполнителя.

Концертная деятельность педагогов-музыкантов – неотъемлемая часть музыкально-эстетической образовательной системы учреждения дополнительного образования детей и важная составляющая персонифицированного образовательного маршрута педагога-музыканта.

Концертная деятельность педагогов оказывает также положительное влияние на учеников и их родителей, разрешая при этом две задачи: эстетическое и художественное воспитание и развитие личности детей и родителей средствами искусства; формирование профессиональной музыкально-исполнительской компетентности педагога, включенность его в непрерывное музыкальное самосовершенствование и самообразование.

Для педагогов участие в концертах, музыкальных фестивалях, профессиональных конкурсах исполнительского мастерства является дополнительной возможностью совершенствования исполнительских навыков. Это расширение и накопление репертуара, умение педагогов-музыкантов делать переложения и аранжировки. Такая работа нацеливает педагога-музыканта на непрерывное самопознание, самообразование и самосовершенствование как музыканта-исполнителя.

Самопознание (рефлексия) педагога-музыканта как музыканта-исполнителя заключается в постоянном анализе и оценке уровня своего профессионального развития, в обращении к «идеальным» образцам (исполнению выдающихся музыкантов, авторским или редакторским указаниям). Объектами самоанализа педагога-музыканта являются как отдельные исполнительские элементы, действие, так и исполнение в целом, параметрами которого являются уровень владения музыкально-исполнительскими навыками, отражение стилевых черт произведения и традиций исполнительства, а критериями оценки – достижение высокохудожественного, ценностного уровня исполнения.

При этом педагог-музыкант реализует себя в профессиональной деятельности как исполнитель и как «посредник». Функции «посредника» в данном случае имеют двоякий смысл – как передача замысла композитора и как выполнение важнейшей функции в передаче знаний, умений, навыков, отношения к искусству – своим ученикам. В таком случае творческая самореализация воспитанников зависит от музыкально-исполнительской компетентности педагога, от его увлеченности своей профессией, чему способствуют не только создаваемая в учреждении образовательная среда, но и готовность педагогов-музыкантов к самосовершенствованию, которое проектируется ими в персонифицированном образовательном маршруте.

Таким образом, персонифицированный образовательный маршрут педагога-музыканта мы рассматриваем как авторскую программу реализации системы дополнительного профессионального образования и самообразования, саморазвития, самореализации, самостановления, спроектированную в творческий алгоритм музыкально-педагогической деятельности.

Литература:

1. Огарев Е.И. Непрерывное образование: основные понятия и термины (тезаурус). СПб.: Гос. науч. учреждение Ин-т образования взрослых, 2005. 145 с.
2. Осмоловская И.М. Дидактика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям. М.: Академия, 2008. 240 с; Осмоловская И.М. Изменение процесса обучения: от общества индустриального – к информационному // Народное образование: журнал. 2009. № 7. С. 149–156.
3. Ерыкова В.Г. Формирование индивидуальной образовательной траектории подготовки бакалавров информатики: автореф. дис. … канд.пед.наук: 13.00.08. М., 2008. 25 с.
4. Беспалько В.П. Персонифицированное обучение // Педагогика, 1998. № 2. С. 12–17.
5. Смирнов Д.В. Система дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога на основе кластерного подхода: дисс…д-ра пед. наук: 13.00.08. Шуя, 2012. 598 с.