Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №11 (52) декабрь 2014  Рубрика: Социологические науки

Анализ реализации государственной политики в отношении сиротства в Забайкальском крае

Е.Н. Карасева, аспирант,
кафедра государственного муниципального управления и политики,
Забайкальский государственный университет,
г. Чита, Россия
Статья посвящена анализу государственной политики в отношении сиротства, реализуемой на территории Забайкальского края. Представлены результаты сравнительного анализа, проведенного автором в 2014 году, по выявлению передовых регионов Российской Федерации, доказавших на практике эффективность ее реализации. Анализ отчетов органов государственной власти и печатных публикаций позволили автору определить эталонные показатели, эффективные инструменты и технологии, позволяющие результативно решать исследуемую проблему. В табличной форме проведено их сравнение с аналогичными показателями Забайкальского края. Выявлено, что по многим показателям Забайкальский край является аутсайдером и не использует передовой опыт других регионов. Вместе с тем автором отмечены позитивные тенденции и новации в деятельности органов власти по решению проблем, связанных с сиротством. В статье на основе аналитических и отчетных материалов органов власти выявлены наиболее острые и актуальные проблемы, требующие комплексного и всестороннего анализа и решения. Результаты исследования позволили автору определить инструменты и технологии, которые используются органами власти Забайкальского края для решения этих проблем, и разработать рекомендации по их совершенствованию.
Ключевые слова: сироты, государственная политика, эффективность деятельности, органы государственной власти, инструменты и технологии государственной политики в отношении сиротства, регионы России, Забайкальский край

В любом государстве, независимо от этапа и уровня его развития, существует такое явление, как сиротство. Сироты – это дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по их развитию и воспитанию.

Проблема сиротства характерна как для России в целом, так и для каждого ее региона в отдельности. Разница лишь в степени эффективности государственной политики в ее решении.

Государственная политика в отношении сиротства – это политика, реализуемая в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по решению вопросов их социальной поддержки и социального обслуживания, преодолению негативных явлений социального сиротства, созданию и законодательному закреплению целостной системы защиты их прав и законных интересов.

Сегодня в России 118 тысяч детей-сирот1, и повышение эффективности государственной политики в отношении сиротства, поиск новых методов, технологий и механизмов – насущная задача не только органов власти, но и всего сообщества людей.

Нами был проведен сравнительный анализ по выявлению лучших регионов, в которых государственная политика в отношении сиротства реализуется наиболее эффективно. К ним можно отнести Москву и Санкт-Петербург; республики Башкортостан, Бурятия и Коми; Воронежскую, Калужскую, Ленинградскую, Липецкую, Орловскую, Самарскую, Саратовскую, Тамбовскую, Тверскую и Челябинскую области; Красноярский, Краснодарский, Пермский и Ставропольский края.

В исследовании использовался метод анализа информационных источников – материалов и отчетов органов государственной власти соответствующих регионов, печатных публикаций, материалов конференций, а также материалов Всероссийского форума «Южный Урал. Россия без сирот», проходившего в 2014 году в Челябинске.

Они легли в основу исследования и позволили обобщить информацию о реализуемой политике в отношении сиротства в различных регионах РФ, выявить эталонные показатели, эффективные инструменты и технологии, с помощью которых результативно решается исследуемая проблема.

Были выявлены следующие важные инструменты государственной политики в отношении сиротства: организация просветительской работы (Воронежская область, Красноярский край); применение новой модели профилактики отказа от детей (Москва, Калужская область); принятие новых законов (Республика Коми, Ленинградская, Липецкая, Тамбовская области); функционирование центра развития семейных форм воспитания (Москва, Самарская область, Красноярский и Краснодарский края, Республика Башкортостан); активное взаимодействие со СМИ, социальная реклама (Челябинская область, Красноярский край); работа семейных клубов, где родители с приемными детьми могли бы поделиться своим опытом и проблемами; использование банка данных приемных родителей (Красноярский, Пермский края) и службы постинтернатного сопровождения выпускников (Москва, Краснодарский, Пермский края, Тверская область); межведомственное взаимодействие (Пермский, Ставропольский края), привлечение некоммерческих организаций, волонтеров (Москва, Челябинская область) и др.

В Забайкальском крае ситуация с сиротством очень сложная. По результатам аналитического исследования о социальном состоянии решения проблемы сиротства в России и российских регионов на 2012 год, подготовленного экспертами Подкомиссии по детскому благосостоянию Совета Федерации ФС РФ, Забайкальский край входит в десятку самых худших регионов, в которых проблема сиротства является наиболее острой.

Результаты исследования по выявлению лучших регионов позволили нам провести сравнительный анализ и оценить состояние решения этих проблем в Забайкальском крае (см. таблицу).

Результаты сравнительного анализа по решению проблем сиротства в Забайкальском крае

Передовые направления и показатели в отношении сиротства в других регионах страны Состояние этих направлений и показателей в Забайкальском крае
Наличие постинтернатного сопровождения Отсутствует
Положительная оценка по темпам предоставления жилья «В крае на учете для предоставления жилья на 2013 год состоит 6 225 детей-сирот. Из них 4 153 уже достигли 18-летнего возраста и нуждаются в собственном жилом помещении, так как их содержание в детских домах становится невозможным. К настоящему времени ситуация с обеспечением сирот жильем в регионе улучшилась. Так, в 2013 году 477 человек получили заветные квадратные метры (в 2012 году – 294 человека). Было приобретено 205 и построено 169 квартир. 19 детей-сирот получили муниципальное жилье по договору соцнайма, 84 ребенка по решению суда получили деньги для приобретения жилья. Для всего этого из федерального и краевого бюджетов было выделено почти 600 млн. рублей»2
Сокращение числа суицидов Количество детских и подростковых суицидов в Забайкальском крае снизилось почти в два раза: с 67 в 2011 году до 23 в 2013-м
Создание благоприятных условий для успешной социализации воспитанников детских домов Особых условий не создается, за исключением Черновского детского дома (воспитанники здесь очень развиты, обладают творческими способностями, занимаются в художественных мастерских). Многие учреждения находятся в плохом состоянии
Низкий процент отказа от новорожденных В Забайкальском крае с марта 2011 года по 2013 год было выявлено 465 женщин с риском отказа от ребенка. В результате работы, проведенной Минсоцзащиты края, 361 новорожденный остался в родной семье, 19 детей переданы в замещающие семьи.
Эффективная социально-
психологическая и воспитательная работа с сиротами, раннее выявление неблагополучных семей
Для этих целей в крае создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Его деятельность осуществляется по трем приоритетным направлениям: профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, семейное устройство детей-сирот, социальная поддержка семей с детьми-инвалидами и социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом.
Решение данного вопроса находится в компетенции Министерства труда и социальной защиты.
В крае сложился механизм взаимодействия ведомств системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принимались совместные меры по предупреждению правонарушений подростков и снижению количества безнадзорных детей. В 2011 году из неблагополучных семей изъято 736 несовершеннолетних
Высокий уровень социализации сирот По данным, полученным в ходе социологического исследования в специализированных учреждениях края в 2012 г, уровень социализации воспитанников в крае низок.
Высокий уровень информированности сирот по всем жизненно важным направлениям Уровень информированности сирот низкий, так как нет специализированной службы или проведения специально организованной информационной работы.
Значительное сокращение количества детских домов Количество детских домов в Забайкальском крае за последние годы сократилось с 40 до 30. Это связано прежде всего с уменьшением числа несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
Положительная тенденция снижения количества случаев беременности среди несовершеннолетних Резкое увеличение количества случаев беременности и абортов среди несовершеннолетних воспитанниц социальных учреждений края3
Благоприятные условия проживания и воспитания детей в специализированных учреждениях Нет данных о проводимой в этом направлении работе
Отсутствие нарушений системного характера Нарушения системного характера: коррупционные действия в отношении финансов и покупки жилья; систематическое нарушение прав в отношении здравоохранения и образования.
Существенное снижение подростковой преступности По итогам 2013 года преступность несовершеннолетних возросла на 31,5% (с 1 040 до 1 367). В то же время ее удельный вес в общем объеме совершаемых преступлений составляет 9,1%
Развиты все формы семейного устройства Развита в большей мере опека/попечительство
Кадетская школа-интернат для сирот Подобные учреждения отсутствуют
Детские дома не загружены Наполняемость детских домов соответствует допустимой норме
Побегов из детских учреждений немного Нет данных
Высокий уровень семейного устройства Уровень семейного устройства выше среднего (за 2012 г. – 1 038), но и число возвратов также велико
Снижение числа сирот Число сирот в крае за последние три года снизилось с 11 346 до 10 375, то есть практически – на одну тысячу человек4

Данные таблицы наглядно свидетельствуют, что Забайкальский край очень сильно отстает от передовых регионов по эффективности решения проблем в отношении сиротства. Информация по многим позициям исследования отсутствует.

Вместе с тем анализ государственной политики в отношении сиротства в Забайкальском крае показал, что в этой области имеются свои инновации, технологии и инструменты. В крае функционируют два центра и пять служб подготовки приемных родителей и сопровождения замещающих семей, которые осуществляют подготовку кандидатов в приемные родители и оказывают психологическую помощь семьям, принявшим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования «Семья»; центр по подготовке и сопровождению замещающих семей «Шаг навстречу» на базе ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Читинский детский дом № 2»; служба по подготовке и сопровождению замещающих семей на базе ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Шилкинский детский дом»; «Петровск-Забайкальский детский дом-школа»; «Краснокаменский детский дом»; «Орловский детский дом»; «Балейский детский дом-школа»; Шерловогорский реабилитационный центр «Топаз» на базе ГАУСО.

В специализированных учреждениях края действуют самоуправленческие единицы, в состав которых входят сами воспитанники, но эта организация развита еще слабо. Социальные программы разрабатываются активно, но реализуются лишь частично.

Уровень материальной поддержки, на наш взгляд, низкий по сравнению с другими развитыми регионами.

В специализированных детских учреждениях края применяются традиционные развивающие технологии. В женских консультациях г. Читы и в центре психологической помощи «Доверие» Министерства социальной защиты населения, центре планирования семьи и репродукции человека Министерства здравоохранения Забайкальского края проводится индивидуальная подготовка социально неадаптированных беременных женщин и матерей, имеющих намерение отказаться от ребенка, Для временного размещения беременных, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе учреждения социальной защиты населения «Берегиня», расположенного в г. Чите выделено восемь мест.

В крае в последние годы совершенствуется нормативно-правовая база социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В тоже время в крае отсутствует опыт применения таких инструментов, как:
– служба экстренного патронажа беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении;
– инспекторы и школьные уполномоченные;
– центр развития семейных форм воспитания;
– информационные разработки, бюллетени, повышение информационной грамотности сирот;
– социальные гостиницы;
– электронная база для работы с неблагополучными семьями, банк данных приемных родителей;
– межведомственный центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
– постинтернатное сопровождение выпускников детских домов и иных учреждений;
– попечительский совет для контроля детских специализированных учреждений, а также улучшения в них условий проживания;
– развитый аппарат Уполномоченного по правам ребенка;
– опыт грантовой деятельности.

В региональной стратегии действий в интересах детей Забайкальского края на 2012–2017 годы отмечены и острые проблемы, характерные для Забайкальского края:

1. Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей.

2. Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.

3. Отрицательное влияние на материальное положение и реализацию функций забайкальской семьи оказывают низкий денежный доход многих семей, тяжелый физический труд значительной части работающих женщин, условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий размер детских пособий, отсутствие рабочих мест в сельской местности.

4. Рост числа социально дезорганизованных семей, для которых характерны наличие внутрисемейных конфликтов и социальная неадаптированность родителей. Необходимо отметить, что такие семьи являются одной из причин распространения отклоняющегося типа поведения подростков5.

5. Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.

6. Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.

7. Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).

8. Недостаточный охват детей дошкольным образованием.

9. Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.

10. Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

Таким образом, в Забайкальском крае, по сравнению с другими анализируемыми регионами, эффективность государственной политики в отношении заботы о детях-сиротах находится на низком уровне. Органами государственной власти не используются доказавшие свою эффективность в других регионах подходы и инструменты либо используются неэффективно.

На наш взгляд, примечателен опыт Красноярского края. Органы государственной власти добились в частности повышения процента семейного устройства; высокого уровня социализации сирот, их информированности по всем жизненно важным направлениям. В крае выпущена специальная брошюра «Городская карта помощи детям: ты не один в большом городе». Карта создана для того, чтобы подсказать подростку, как устроиться на работу, найти дело по душе, раскрыть таланты, сохранить здоровье и защитить свои права. На карте Красноярска указаны все учреждения, которые могут быть полезны подростку, попавшему в затруднительную ситуацию. Инструменты, применяемые государственными органами края, перечислены выше.

Таким образом, для улучшения ситуации требуются большие усилия всех ведомств, имеющих отношение к явлению сиротства. Необходимо тщательно проработать все составляющие этой сложной и многогранной проблемы, применяя комплексный, научный и системный подходы, перенимая опыт передовых в данном отношении регионов. Важно отметить, что только объединив усилия всех структур органов власти, различных организаций, общества в целом можно решить сложнные проблемы и предотвратить социальное сиротство, детское неблагополучие.

Литература:

1. Русская служба новостей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnovosti.ru/news/252855 (дата обращения: 15.05.2014).
2. Портал для забайкальских родителей. [Электронный ресурс]. URL: http://zab-nanny.ru/news/bolshe_chetyrekh_tysjach_sirot_v_zabajkalskom_krae_nuzhdajutsja_v_zhile/2014-02-17-482 (дата обращения: 15.05.2014).
3.Архив публикаций СМИ Забайкальского края. [Электронный ресурс]. URL: http://www.chita.ru/wikismi/p44426/ (Дата обращения 02.05.2014).
4. Портал для забайкальских родителей. [Электронный ресурс]. URL: http://zab-nanny.ru/news/kolichestvo_detskikh_domov_v_zabajkale_za_poslednie_gody_sokratilos_na_chetvert/2014-03-15-584 (дата обращения: 15.05.2014).
5. О Концепции развития и укрепления института семьи в Забайкальском крае на 2011–2015 гг. / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/922228148 (дата обращения: 15.05.2014).
Яндекс.Метрика