Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №11 (52) декабрь 2014  Рубрика: Социологические науки

Связи с общественностью как конвенциональное взаимодействие

Г.И. Герасимова, канд. социол. наук, доцент,
кафедра маркетинга и муниципального управления,
Тюменский государственный нефтегазовый университет,
г. Тюмень, Россия
Статья посвящена осмыслению связей с общественностью как структурированной, системной деятельности, которая в современных условиях информационного общества обеспечивает эффективные социальные транзакции. Показано, что смена управленческой парадигмы предполагает дискуссию о роли социальных коммуникаций, включенных в разные сферы общественных отношений. По мнению автора, в ходе коммуникативного транзита осуществляется преобразование манипулятивной и односторонней модели социального взаимодействия на диалогические и двухсторонние отношения. Практическая реализация осуществляется системой связей с общественностью, которая учитывает ценностные позиции сторон, их интересы и мнения, формирует конгруэнтное социальное взаимодействие. Следовательно, новая конвенция отражает динамику движения от манипуляции и односторонней модели коммуникации к интерактивной (диалогичной) модели. Результатом теоретического анализа является следующая дефиниция: конвенциональная коммуникация – это социальное интерактивное взаимодействие, в ходе которого субъекты, оставаясь независимыми, учитывают мнение, позиции и точку зрения друг друга с целью достижения взаимовыгодных результатов на основе консенсуса и солидарных действий. Автор статьи приходит к следующему заключению: конвенциональное взаимодействие – это прежде всего социальные диалог и партнерство как определенный вид согласительных процедур и договоренностей, которые формируют доверие и взаимопонимание. Конвенциональная коммуникация соответствует принципам делиберативной демократии, понимаемой в контексте статьи как общественное согласие и консенсус, диалог власти и социума.
Ключевые слова: конвенция, конвенциональное взаимодействие социальные коммуникации, социальное взаимодействие, связи с общественностью, манипуляция, делиберативная демократия, социальное управление

Нелинейность и неопределенность общественных процессов делают необходимым обновление и кардинальную модернизацию системы социального управления, ее развития на основе инновационных подходов, в том числе в нематериальной, информационно-коммуникативной сфере, к которой относятся связи с общественностью. Современная социальная практика связи с общественностью – это структурированная и системная деятельность, обеспечивающая социальные транзакции, которые учитывают ценностные позиции сторон, их интересы и мнения, формируют конвенциональные коммуникативные модели и конгруэнтное социальное взаимодействие. Включение связей с общественностью (СО) в поисковую проблематику управленческой парадигмы обусловлено актуализацией в современном социуме коммуникативной составляющей, которая обеспечивает обратную связь, солидарное взаимодействие субъектов управления, обмен информацией между ними.

Управление как форму стратегических коммуникаций анализируют Е. Бабосов, М. Гундарин, М. Рубцова и др. С. Дацюк выделяет три их вида: презентация; манипуляция; конвенция. Он пишет: «презентационный тип является пассивной коммуникацией; манипуляционный – активной коммуникацией; конвенциональный тип представляет собой интерактивную коммуникацию. Точно так же основными средствами являются: для презентации – послание, для манипуляции – сообщение, для конвенции – диалог»1. Д. Дэвидсон под конвенцией понимает «регулярность в действиях (или в действиях и убеждениях)»2. М. Вебер сущностной характеристикой конвенционального считает «отсутствие аппарата принуждения»3. Т.А. ван Дейк, описывая социальные контексты, предлагает «набор конвенциональных установлений (от лат. conventio «сближение; соглашение») – правил, законов, принципов, норм, ценностей), которые определяют, какие действия ассоциируются с конкретными позициями, функциями и т. д.4. Следовательно, конвенциональная коммуникация – это социальная транзакция, в которой взаимодействующие субъекты, оставаясь независимыми, учитывают мнение, позиции и точку зрения друг друга с целью достижения взаимовыгодных результатов на основе консенсуса и солидарных действий.

С. Дацюк считает, что «объектом деятельности конвенциональных коммуникаций являются не граждане (как в манипуляционных действиях), а социальные проблемы, при этом граждане выступают партнерами (инициаторами, помощниками, генераторами идей)». Таким образом, конвенциональное взаимодействие – это прежде всего социальные диалог и партнерство как определенный вид согласительных процедур и договоренностей, ключевыми категориями которых являются «согласие», «солидарность» и «сотрудничество», формирующие доверие и взаимопонимание. Транзакции, в которых учитываются ценностные позиции сторон, их интересы и мнения, формируют конвенциональные коммуникативные модели и конгруэнтное социальное взаимодействие.

Конвенциональная коммуникация соответствует принципам делиберативной (deliberatione – обсуждение) демократии, в которой, по мнению Б. Докторова, «центральным становится не голосование, но широкое обсуждение и выработка решений, учитывающих различные мнения»5. В этих условиях перестают работать воздействующие механизмы администрирования и жесткого иерархизированного управления, становится востребованным взаимодействие, реализуемое с помощью социальных технологий и предусматривающее переход от системы «субъект-объект» в отношения «субъект-субъект» с приоритетным гибким реагированием, рефлексирующим резонансом, конструирующим оптимальные управленческие решения в соответствии с изменяющейся стратегией. В этом случае конвенциональная коммуникация позволяет координировать интересы субъектов управления, что, в свою очередь, профилактирует потенциальные риски и социальные конфликты, обеспечивая гармонизацию общества.

Развитие информационно-коммуникативного взаимодействия как конвенционального предполагает, что участники коммуникации становятся полноправными субъектами, носителями активности и целеполагания. Последовательная реализация этих принципов требует использования практического социального опыта, к которому можно отнести связи с общественностью – деятельность, в процессе которой согласуется информация, координируются отношения и вырабатываются взаимоприемлемые позиции сторон. Технологии связей с общественностью востребованы в экономике, где с их помощью формируются нематериальные активы. В политике к технологическим элементам относятся организация специальных проектов (избирательные кампании, переговорный процесс), лоббирование, взаимодействие с государством (government relations, GR), имиджмейкинг. В социальной сфере – благотворительность, фандрайзинг, спонсорство и меценатство. Использование технологий в целом маркирует СО как атрибутивное свойство открытой управленческой системы, становясь практическим воплощением связи ее элементов.

Важным элементом конвенциональных связей с общественностью является обратная связь, которую Т. Дридзе рассматривает и как процесс, и как деятельность, и как «смысловой контакт» при достижении «эффекта диалога»6. П. Вацлавик и др. считают, что «должная обратная связь … гарантирует стабильность и адаптацию к изменению в окружающей среде»7. На негативные последствия отсутствия обратной связи указывают С. Зернов и Ф. Пащенко: «Когда устойчивая обратная связь между социумом и системой социального управления отсутствует, фактические цели социального управления формируются не столько из целей социума, сколько из целей социальных управленцев (например, сотрудников властных структур). Цели же последних могут простираться в широком диапазоне вплоть до прямо противоположных устойчивому развитию социума»8. В конвенциональном взаимодействии обратная связь является инструментом регуляции и коррекции управленческих решений, при этом все субъекты управления представляют собой равноправных носителей и потребителей информации, смыслов и знаний.

Таким образом, актуальной задачей является включение в новую управленческую парадигму конвенционального взаимодействия с обратной связью, предполагающего согласование интересов субъектов для решения стратегических управленческих задач в интересах общества.

Литература:

1. Дацюк С.В. Типология коммуникационных стратегий. [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2751 (дата обращения: 13.11.2014).
2. Дэвидсон Д. Общение и конвенциональность / пер. с англ. Е. В. Зиньковского // Философия, логика, язык / под ред. Д.П. Горского и В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1987. С. 227.
3. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 529.
4. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. C. 24.
5. Докторов Б.З. Социологические методы XXI века. Опросы обогащенного общественного мнения // Современные проблемы формирования методного арсенала социолога. Матер. III Всерос. науч. конф. памяти А.О. Крыштановского/ ред. совет: Воронина, Н.Д., Градосельская, Г.В. и др. М.: Государственный университет – Высшая щкола экономики, 2009. С. 233.
6. Дридзе Т.М. Социальные коммуникации в управлении с обратной связью // Социс. 1998. № 10. С. 48.
7. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000. С. 20.
8. Зернов С.В., Пащенко Ф.Ф. Применение социальной схемотехники для анализа процессов социального управления / Моделирование в социально-политической сфере. М., 2009. № 1. С. 4.
Яндекс.Метрика