Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №10 (51) ноябрь 2014  Рубрика: Педагогические науки"

Основные аспекты развития инновационной деятельности Цхинвальского многопрофильного колледжа

Г.Р. Козаева, аспирант,
кафедра физики и астрономии,
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова,
г. Владикавказ, РСО-А
В статье показаны особенности современного среднего профессионального образования в Республике Южная Осетия. Дается обзор основных социальных и культурных проблем современного юго-осетинского студенческого сообщества. На примере Цхинвальского многопрофильного колледжа показана необходимость введения инновационных изменений в образовательное пространство среднего профессионального образования. Обозначены возможные пути реализации инновационного развития колледжа. Выявлена необходимость разработки и реализации программ, способствующих повышению качества образования. Показана связь между готовностью педагога к инновационной деятельности и выходом на принципиально новый уровень образовательных услуг в Южной Осетии. Выделяется такое особое качество личности в профессиональной деятельности педагога, как инновационность. В статье говорится о проблемах внедрения стандартов третьего поколения и других актуальных проблемах организации инновационной практической работы колледжа в новых социокультурных и социально-экономических условиях. Автором предложена программа инновационного развития колледжа. Определены задачи программы и пути решения этих задач. Приведены ожидаемые результаты при реализации программы инновационного развития Цхинвальского многопрофильного колледжа. В статье также отражен анализ результатов анкетирования студентов многопрофильного колледжа, выявлены их понятия и мотивы в процессе обучения.
Ключевые слова: Республика Южная Осетия, педагогическая система, образовательные стандарты, инновационная деятельность, программа инновационного развития колледжа, педагогические технологии, готовность к инновационной деятельности у преподавателей колледжа

На сегодняшний день инновационная деятельность в образовании – это необходимое условие для достижения высокого уровня подготовки конкурентоспособного и мобильного специалиста. Одним из основных условий предоставления качественных образовательных услуг является наличие квалифицированного педагогического персонала, способного обеспечить трансляцию современных производственных технологий в соответствии с потребностями реального производства.

Качественные и профессиональные характеристики персонала, оказывающего образовательные услуги, по мнению автора, сегодня требуют иного уровня развития. Необходимы разработка и внедрение новых педагогических технологий, требуются новые подходы к обучению и воспитанию студентов в условиях современного общества, а так же необходимо создание условий для формирования новой модели выпускника на основе компетентностного подхода.

Инновационные изменения, происходящие в Цхинвальском многопрофильном колледже республики Южная Осетия, подразумевают, в первую очередь, необходимость введения абсолютно новых подходов к обучению и воспитанию студентов в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения, а также изменения в самосознании преподавателей и студентов, подразумевающие становление совершенно нового, соответствующего современным реалиям, специалиста, в корне отличающегося от рабочего 80-90-х годов, владеющего как профессиональными компетенциями, так и общими. В современных условиях, когда содержание образования становится все более вариативным, преподаватель должен не только хорошо ориентироваться в нормативных документах об образовании, но и уметь проектировать введение инновационных изменений в образовательную систему колледжа. Под инновационными изменениями мы понимаем педагогическую работу по обеспечению конкурентной среды при предоставлении студентам возможности формирования индивидуальной образовательной траектории, развитии у них инициативы, творческих способностей, в формировании активной гражданской позиции, способности к труду, здоровому и безопасному образу жизни в условиях современного, быстро изменяющегося мира.

Готовность к инновационной деятельности у преподавателей колледжа не одинакова. Это обусловлено боязнью педагогов старшего возраста чего-то нового, нетрадиционного. Молодыми преподавателями легче воспринимаются новые педагогические технологии, чем более опытными педагогами1. Владение компьютером и информационными технологиями, умение использовать сетевые информационные образовательные услуги, способность к самосовершенствованию в профессионально-личностном развитии – всё это легко дается молодым, начинающим преподавателям колледжа. Но от молодых старшее поколение педагогов отличается умением диагностировать образовательные потребности колледжа, у них высокий уровень профессиональной ответственности, больше знаний о педагогической системе в целом и социального (жизненного) опыта. Поэтому развитие инновационного образовательного пространства колледжа должно осуществляться путем интегрирования потенциала молодых педагогов и опыта старших педагогов.

Сегодня, помимо всего прочего, особого внимания в работе со студентами Цхинвальского многопрофильного колледжа, выросших в тяжелых социально-экономических условиях, в условиях войны, заслуживает деликатное и терпеливое отношение преподавателей к обучающимся, так как большинство студентов имеют неустойчивую психику, у многих очень низкая способность воспринимать и запоминать информацию. Поэтому качество образования в колледже напрямую зависит от условий, создаваемых педагогическим сообществом. На сегодняшний день в понимании качества образования происходит смещение акцентов: если раньше низкий уровень образования можно было объяснить тем, что учащиеся не могут достичь хороших результатов в силу своих способностей или низкой мотивации к обучению, то теперь акцентируются проблемы создания в первую очередь педагогических условий для того, чтобы каждый ребенок нашел свой путь в системе образования.

Однако даже самая современная образовательная среда окажется неэффективной, если к использованию ее возможностей не будут подготовлены педагоги. Работая над созданием педагогических условий, руководство Цхинвальского колледжа стремится сделать образовательный процесс личностно-ориентированным для студента. Для этого разрабатываются и внедряются новые обучающие программы в комплексе с мастер-классами, презентациями, которые способствуют предпрофильной и профильной подготовке студентов. Студенты привлекаются к участию в «днях открытых дверей», ярмарках профессий, конкурсах профессионального мастерства, экскурсиях по учреждениям профессионального образования и т. п.

Современные реалии требуют от будущих специалисты умений работать и развиваться в условиях современного, быстро меняющегося мира, эффективно пользоваться информационными ресурсами, проектировать собственную деятельность, принимать ответственные решения, уметь соблюдать нравственные нормы поведения в обществе. Все эти социальные навыки, которыми должен овладеть будущий специалист, прописаны в новых образовательных стандартах. Стандарты нового поколения требуют переосмысления основных методологических подходов к проектированию моделей и технологий подготовки персонала учреждений среднего профессионального образования2. Поскольку новые стандарты требуют от педагогов новых форм передачи «знаний» и «культурного опыта»3, автором статьи в 2014 году было проведено социологическое исследование, основной задачей которого было выявить уровень заинтересованности и мотивы в обучении у студентов колледжа. В анкетировании приняло участие 68% студентов колледжа, из них 32 – женщины, 36 – мужчины. Возраст студентов – от 18 до 27 лет. Результаты анкетирования студентов представлены в таблице.

Анализируя ответы, можно прийти к выводу, что большинство студентов осознанно подошли к выбору своей будущей профессии, заранее к ней готовились и довольны знаниями, получаемыми в колледже. При этом большое количество студентов не прочь изменить всю систему преподавания в колледже, в том числе продолжительность и методику проведения занятий. Большая часть (55%) опрошенных студентов высказались за игровые методы проведения занятий. Желания студентов выразились в том, чтобы речь преподавателя при объяснении была краткой и не затягивалась, студентам также больше импонируют тестовые задания, при решении которых длительность занятий не чувствуется. Это свидетельствует о том, что на протяжении всего занятия студент испытывает определенную скуку, ему кажется, что те знания, ту информацию, которая доносится до него преподавателем, он мог бы получить за более короткое время. Всё это свидетельствует о необходимости введения инноваций в образовательное пространство колледжа, которые способствовали бы более полному усвоению пройденного материала, не позволяя студенту скучать. Это активное использование компьютерных технологий, интерактивных технологий обучения (семинары-диспуты, проблемные лекции, «мозговой штурм»), которые побуждают учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывают интерес к излагаемому материалу, активизируют внимание обучаемых.

Таким образом, обозначается выход на принципиально новый уровень образовательных услуг, который тесно связан с готовностью педагога к инновационной деятельности в условиях введения и реализации новых образовательных стандартов.

Для решения существующих проблем автором был разработана программа инновационного развития колледжа, задачи которой заключаются в следующем.

1. Создание условий для совершенствования процесса подготовки специалистов в соответствии с перспективными требованиями инновационного развития Южной Осетии, разработка и реализация профессиональных образовательных программ с учетом нового поколения ФГОС, поиск социальных партнеров. По нашему мнению, это должно происходить путем разработки учебно-программной документации по новым основным профессиональным образовательным программам с учетом нового поколения ФГОС, разработки и корректировки учебно-программной документации по основным профессиональным образовательным программам по специальностям СПО и НПО и разработки вариативных профессиональных модулей, разработки программ повышения квалификации по направлениям подготовки по уровням образования.

2. Повышение профессиональной компетенции педагогов и формирование ключевых и профессиональных компетенций обучающихся посредством прохождения педагогическими работниками колледжа курсов повышения квалификации, создания «школы педагогического мастерства» и организации мастер-классов для повышения квалификации инженерно-педагогических работников. Предполагается, что повышение профессионального мастерства педагогов будет проходить также при помощи внедрения современных образовательных технологий, в том числе: информационных, коммуникационных, блочно-модульного обучения, здоровьесберегающих и др.; через систему обучающих семинаров в области технологии образования; организации конкурсов методических разработок, инновационных уроков преподавателей с привлечением работодателей; проведения городских, республиканских научно-практических конференций и мастер-классов на уровне колледжа; организации стажировок, тренингов и семинаров для педагогических и руководящих работников.

3. Совершенствование ресурсного обеспечения и развитие информационно-образовательной среды колледжа с помощью создания единой системы управления и контроля образовательного процесса, мониторинга качества образования; создания и развития web-сайта колледжа; создания образовательного портала с методическими материалами; разработки электронных учебников и учебных пособий; укрепления материально-технической базы; модернизации спортивного зала.

4. Совершенствование системы управления колледжем путем внедрения системы менеджмента качества образования.

Таким образом, в результате реализации программы предполагаются следующие результаты.

1. Внедрение основных профессиональных образовательных программ по всем специальностям и профессиям колледжа на основе ФГОС нового поколения.

2. Положительная динамика качества подготовки квалифицированных рабочих кадров нового поколения, востребованных на рынке труда и мотивированных условиями профессиональной деятельности как в условиях Южной Осетии, так и за ее пределами.

3. Укрепление положительного имиджа колледжа в Республике благодаря повышению роста числа студентов с высокими показателями в процессе обучения, что будет способствовать привлечению абитуриентов.

4. Качественное улучшение материально-технической базы колледжа, что является важнейшей составляющей процесса обучения и подготовки квалифицированных кадров.

5. Повышение роста числа студентов с хорошими показателями физического и психического состояния.

6. Положительная динамика качества образования по результатам независимой экспертизы.

Деятельность колледжа как самообучающейся организации является важнейшим фактором его инновационного развития. Внедрение современных образовательных технологий, информированность педагогов об инновационных педагогических фактах и явлениях, последних достижениях в психолого-педагогической науке и практике, обновленная материально-техническая база являются важнейшими аспектными составляющими инновационного процесса. Увеличение внимания к включению всех субъектов образовательного процесса в инновационную деятельность будет способствовать задачам программы инновационного развития среднего профессионального образования в Южной Осетии в целом и в Цхинвальском многопрофильном колледже в частности.

Литература:

1. Губанова Е.В. Новый стандарт: результаты, инновации, риски // Народное образование. 2011. № 5. С. 25.
2. Подорога И.А. Профессиональный рост персонала как фактор повышения качества образования в учреждении среднего профессионального образования / автореф. … канд. пед. наук. Владикавказ, 2011. С. 1.
3. Лашкова Л.Г. Педагогические условия развития ценностных ориентаций студентов колледжа / дисс. ... канд. пед. наук. М.:, 2011. С. 3.