Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №10 (51) ноябрь 2014  Рубрика: Педагогические науки"

Исследование конфликтогенных факторов педагогического взаимодействия в вузе

Е.С. Игнатова, ст. преподаватель,
кафедра общей и клинической психологии,
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Статья посвящена проблеме конфликта между преподавателями и студентами. В публикации раскрывается актуальность проблемы роста конфликтогенной напряженности педагогического взаимодействия, обусловленная макроэкономическими изменениями, в том числе и в сфере образования. Изменения в сфере высшего образования, связанные с введением новых государственных образовательных стандартов и другими направлениями модернизации высшей школы, оказывают влияние на образовательный процесс, способствуют усложнению педагогического взаимодействия и возникновению конфликтов между преподавателями и студентами. По итогам анализа научной литературы автор выделяет два аспекта конфликтогенности педагогического взаимодействия: личность каждого субъекта образовательного процесса и сам образовательный процесс. Для выявления и описания конфликтогенных факторов педагогического взаимодействия автором было проведено эмпирическое исследование. Его новизна состоит в выделении структуры конфликтогенных факторов педагогического взаимодействия в вузе. В статье представлены результаты данного эмпирического исследования. Они состоят в том, что для преподавателей основным конфликтогеном является агрессивное поведение студентов. Для студентов – демонстративное подчеркивание преподавателем своего доминирующего положения, его обособленность и отчужденность, а также дистантные отношения между преподавателем и студентами, не предполагающие гуманистически ориентированного субъект-субъектного взаимодействия в ходе образовательного процесса. Автор подчеркивает практическую значимость полученных результатов, которая состоит в их направленности на совершенствование деятельности практических психологов при создании психолого-педагогических условий, необходимых для конструктивного разрешения конфликта.
Ключевые слова: конфликт, конфликт между преподавателем и студентом, конфликт в вузе, образовательный процесс, педагогическое взаимодействие, конфликтогенный фактор

Динамика и кардинальность социально-экономических преобразований обусловливают рост конфликтогенной напряженности в обществе. Переход отечественной высшей школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты, а также другие направления ее модернизации часто влекут за собой негативные последствия: возрастает атмосфера напряжения, усложняются отношения между преподавателем и студентом, повышается конфликтность педагогического взаимодействия, что – в свою очередь – отрицательно сказывается на качестве образования. В вузах конфликт между преподавателем и студентом зачастую носит латентный затяжной характер и, не разрешаясь, «пресекается» внутри организации1. В связи с этим, по мнению автора, особое значение приобретает исследование конфликтогенных факторов педагогического взаимодействия: причин конфликта между преподавателем и студентом.

Анализ автором научной литературы показал, что при разрешении проблемы конфликта между преподавателями и студентами выделяются противоречия, связанные с психологическими особенностями преподавателей и студентов – уровнем конфликтности их личности2 и противоречия, связанные с ходом протекания образовательного процесса – его конфликтогенностью3. Конфликт между преподавателями и студентами, как правило, определяется возрастными особенностями, статусно-ролевыми позициями в образовательном процессе, характеризующемся невро- и стрессогенностью ситуации4.

В 2008–2011 гг. автором было проведено исследование, целью которого стало выявление и описание конфликтогенных факторов педагогического взаимодействия в вузе. Исследование осуществлялось на базе высших учебных заведений г. Перми. Всего в нем приняли участие 254 человека. Из них 97 преподаватели и 159 студентов II и IV курсов. Выборки выровнены по полу. Средний возраст преподавателей – 36 лет, студентов – 19 лет. Выбор студентов именно II и IV курсов обусловлен имеющимися эмпирическими данными о повышенной конфликтности личности студента в отношении преподавателя именно в эти периоды, которые были получены педагогом-психологом в ходе психологического консультирования.

Для выявления причин возникновения конфликтов между преподавателями и студентами было использовано предварительное анкетирование – модификация опросника Р.В. Куприянова. Опросник содержит в себе открытые и закрытые вопросы, направленные на выявление наличия конфликта преподавателя со студентом, изучение причин конфликта, особенностей способов его разрешения5. В результате применения данного опросника были определены причины возникновения конфликтов между преподавателями и студентами. Выявленные причины конфликтов совпали со списком причин конфликтов в диаде преподаватель – студент, выделенных автором опросника. С опорой на этот список был проведен анализ полученных эмпирических данных по конфликтогенности педагогического взаимодействия в вузе.

При обработке эмпирических данных использовались методы математической статистики (для выделения конфликтогенных факторов – конфирматорный факторный анализ; для определения значимости различий изучаемого признака – t-критерий Стьюдента) и качественный анализ результатов. Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладной статистической программы Statistica 10.0.

Далее представлены результаты исследования. Конфликты между преподавателями и студентами, по мнению студентов, чаще всего возникают в связи с «необоснованными обвинениями и упреками» (16-й ранг), «нелогичным (непонятным) изложением учебного материала» (15-й ранг) и «равнодушием, безразличием преподавателя к потребностям и нуждам студентов» (14-й ранг).

Конфликты между преподавателями и студентами, по мнению преподавателей, чаше всего возникают в связи с «нетактичным поведением студентов» (16-й ранг), «несогласием студентов с выставленными оценками» (15-й ранг) и «невыполнением заданий преподавателя» (14-й ранг).

Полученные в ходе процедуры ранжирования эмпирические данные согласуются с результатами исследования Р.В. Куприянова (2011 г.)6. Так, для студентов наиболее конфликтогенными являются авторитарный либо попустительский педагогический стиль преподавателя. Для преподавателей конфликтогенным становится нарушение студентами норм обучения и поведения, а также субъективное мнение студента по поводу справедливости поставленной оценки.

Факторный анализ позволил выявить комплекс конфликтогенных факторов педагогического взаимодействия в вузе (62% объяснительной дисперсии): стиль педагогического общения преподавателя, педагогические требования преподавателя и агрессивное поведение студентов. Статистически подтверждены различия конфликтогенных факторов в оценке преподавателей и студентов (см. таблицу).

Из таблицы видно, что для студентов стиль педагогического общения преподавателя и его педагогические требования являются более конфликтогенными, чем для преподавателей. Напротив, для преподавателей наиболее конфликтогенной является активность студентов, носящая агрессивный характер. Полученные эмпирические, во-первых, подтверждают конфликтогенную природу образовательного процесса, во-вторых, согласуются с классификацией конфликтогенных факторов по предмету конфликта (деятельность, поведение, отношения).

Таким образом, оценка причин возникновения конфликтов между преподавателями и студентами у преподавателей и студентов различается. Для студентов наиболее конфликтогенными являются дистантные отношения между преподавателем и студентами, отсутствие доверия, явная обособленность преподавателя, его отчужденность и демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения; для преподавателей конфликтогеном выступает агрессивное поведение студентов. Выполненное нами исследование по изучению конфликтогенных факторов педагогического взаимодействия в вузе вносит определенный вклад в разработку темы конфликтов преподавателя со студентом, выделяет ряд проблем, разработка которых может быть продолжена. В частности, это предложение методических рекомендаций по психологопедагогическому сопровождению преподавателей и студентов в конфликте.

Литература:

1. Игнатова Е.С. Профессиональная деятельность педагога-психолога в учебной среде вуза // European Social Science Journal. 2012. № 12. С. 117–127.
2. Hamre B.K., Pianta R.C. Student-teacher relationships as a source of support and risk in schools // Children’s Needs III: Development, Prevention, and Intervention. – Bethesda, Maryland, 2006. P. 59–71.
3. Wyrick A.J. Teacher-student relationship’s during adolescence: the role of parental involvement, behavioral characteristics, genders, and income. – Lousville, 2011. 114 p.
4. Игнатова Е.С. Разрешение педагогических конфликтов в учебной среде вуза: медиативный проект. Saarbrucken: LAPLAMBERT Academic Publishing, 2013. С. 29.
5. Куприянов Р.В. Межличностные конфликты в диаде преподаватель-студент: монография. Казань: КНИТУ, 2011. C. 116–119.
6. Там же.