Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №№5-6 (35-36) май-июнь 2013  Рубрика: Педагогика и психология

Роль социальных сетей в информатизации образования

С. А. Золотухин, канд. пед. наук, доцент,
кафедра непрерывного профессионального образования,
Курский государственный университет,
г. Курск, Россия
Целью этой работы является обобщение роли социальных сетей в образовательном процессе. Рассмотрена история возникновения социальных сетей как социального и технологического феномена, преимущества использования социальных сетей в образовании. Особо уделяется внимание характеристике социальных сетей с точки зрения неформального и информального обучения
Ключевые слова: социальные сети, информатизация образования, преимущества социальных сетей, неформальное и информальное обучение

XXI век характеризуется созданием общества знаний , ключевыми составляющими которого являются знания, опыт, творчество и инновации1. Многие экономисты утверждают, что именно создание общества знаний является все более и более важным для нашего современного общества, производства, распространения и обмена знаниями. Организации рассматривают информацию в качестве третьего фактора производства. В настоящее время производство и обмен знаниями являются ключевыми элементами, влияющими, в том числе, и на создание образовательных сред.

Средства производства и распространения знаний также существенно изменяются. С античных времен создание и передача знаний основываются на сотрудничестве между физическими лицами. Однако с широким распространением интернета, а также благодаря большому количеству информации путь знаний радикально изменяется. Еще во второй половине 90-х годов XX века такой исследователь, как Леви (Le?vy, P.), утверждал, что новым источником коллективного разум а станет киберпространство2. Произошли и радикальные технические изменения: интернет превратился в то, что многие называют Web 2.0 . Не вдаваясь в анализ данного термина, мы подчеркнем главную особенность Web 2.0: пользователи перестают быть пассивными потребителями, а становятся активными производителями информации. В Web 2.0 появляются новые формы создания и передачи информации – виртуальные сетевые сообщества.

Широкое использование социальных сетей в повседневной жизни и образовании связано как с изменениями в технологической области, так и в социальной и экономической сферах.

Технологическая траектория возникновений артефактов сайтов социальных сетей связана с созданием и развитием компьютерных сетей, первоначально задуманных как способ обмена скудными ресурсами вычислительной техники, расположенные в одном физическом месте с исследователями в других местах с помощью удаленного доступа. Через некоторое время такая технология стала удобным способом связи между географически разделенными людьми3. В 1970-х и 1980-х годах были созданы дополнительные сети и новое программное обеспечение, технологические новшества которых сделали сетевые инструменты более удобными для поддержки человеческого общения. В 1990-х годах технические инновации интернета и графических браузеров способствуют широкому распространению электронных коммуникаций для сотен миллионов людей во всем мире.

До конца ХХ века создание веб-трафика было в значительной степени монополизировано несколькими крупными сайтами (основные порталы ряда СМИ, крупных компаний и крупных университетов). Но создание в первом десятилетии текущего века такого явления, как Web 2.0, привело к возникновению альтернативных источников знаний.

Одним из таких альтернативных источников является Wikipedia с ее 13,7 миллионами уведомлений (в августе 2009). В настоящее время Википедия может рассматриваться молодыми людьми не в качестве альтернативного, а в качестве основного источника знания. Важно подчеркнуть, что продукт является полностью некоммерческим, и что энциклопедия пытается обеспечить нейтралитет в освещении той ии иной позиции. Многие материалы написаны несколькими участниками, так что имеет смысл представить Википедию как продукт деятельности различных коллективов, каждый из которых редактировал несколько статей, связанных с соответствующими интересами.

Еще одним важным трендом в Интеренте сегодня являются блоги. С технической стороны, это не более чем веб-сайт, и данная технология существует с девяностых годов XX столетия. Однако авторы обладают рядом практических навыков, наиболее важным из которых является массовое использование гиперссылок (в частности, на другие блоги). Эти взаимосвязи между блогами позволяют построить собственный мир, который называется «блогосферой». Некоторые исследователи, например Гилмор (Gillmor), утверждают, что такой механизм создает новый путь журналистики, где граждане пишут для граждан4. Появление микро-блогов, где размер сообщения ограничен фиксированным количеством символов (например, Twitter), усилил роль блогов в процессе информирования. Здесь также можно считать, что блогосфера ормируется различными коллективами, способными редактировать конкретный кластер блогов.

Кроме того, социальное программное обеспечение Web 2.0 позволяет делиться онлайн-ресурсами: в виде закладок (Delicious), научных публикаций (CiteULike), фотографий (Flickr), музыки (Last.fm) или видео (YouTube). Все эти приложения реализуюттот же подход: каждый пользователь привлекает заинтересованных партнеров к ресурсу на основе описания, тегов и т.д. Поскольку эти ресурсы должны быть актуальными в той или иной степени (потому что кто-то потратил время, чтобы разместить контент), то эти программы являются мощным инструментом для доступа к знаниям. Теги и ключевые слова могут привлекать акторов к тому или иному ресурсу.

Простота создания и распространения контента в интернет благодаря Web 2.0 вызвала бурный рост социальных сетей и блогов.

Социальная траектория развития электронных сообществ берет свое начало в 70-х годах прошлого столетия. В это время с помощью программы ARPAnet сотрудники различных компаний начали использовать электронную почту, чтобы поделиться результатами, обсудить планы и организовать встречи. Затем пользователи ARPAnet стали использовать электронную почту для целей, не связанных с работой, например, для обмена мнениями о китайских ресторанах, любимых книгах, новых фильмах. Это научное сообщество создало как технологии (сетевые и инструменты коммуникации), так и новые формы социальной организации (добровольные электронные группы). Они присвоили технологии, которые были созданы для утилитарных целей, чтобы создать самоорганизующиеся форумы добровольного обсуждения общих интересов. В 1980 году на ARPAnet создается сообщество многопользовательской VR игры «Подземелье и Драконы».

К 1994 году электронные коммуникации среди различных групп пользователей стали воспринимать как должное, добровольная организация электронных сообществ стала традиционной организационно-правовой формой в университетах и некоторых корпорациях5. Многопользовательские игры также становятся популярными в университетских кампусах.

Дальнейшее развитие сайтов социальных сетей связано с изменениями в социально-экономической сфере современного общества. Так, Кастельс (Castells) утверждает, что эта новая эра социальных отношений в сетевых сообществах возникла не столько из-за развития интернета, сколько из-за глобализации, новой технологической парадигмы в научных исследованиях, увеличения глобального влияния транснациональных организаций (например, ООН), и нового экологического сознания6. Вместе эти силы повлияли на то, как человечество живет, работает, учится. Более того, они изменили экономику до того, что теперь называется Новая экономика – «экономика знаний». Возможность общаться и эффективно сотрудничать жизненно важна для предприятий, организаций, сообществ и физических лиц7.

Примером такого сдвига в сторону важности сетей является динамика изменения американских рабочих мест. В результате глобализации и сдвигов в экономике работники имеют меньше шансов остаться на одной работе в течение всей жизни, тогда как менее 30 лет назад большинство людей работали на одном месте большую часть своей жизни. С меньшей стабильностью на рынке труда, работники, как правило, в большей мере полагаются на личные сети, разбросанные во времени и контексте. Персональные социальные сети (такие как Facebook и Linked ln), электронная почта, блоги и сотовые телефоны позволили людям оставаться на связи с личными контактами дольше и укрепить все более важную роль личных социальных сетей.

Согласно Вонг и Вонг (Wong & Wong), американцы, родившиеся после 1980 года, способны создавать социальные сети8. Это связано с характеристиками другого поколения: смена карьеры и смена работы. Многие молодые специалисты могут быстро перейти на новую работу, если они не удовлетворены условиями труда. Чем чаще молодые специалисты переходят с одной работы на другую, тем более важную роль играют личные сети, репутация, доступ к новой информации, которые открывают новые возможности.

Соответственно, развитие социальных сетей стало весьма важным для людей за последнее десятилетие. Данная концепция является не менее важной для организаций, ученых и бизнеса благодаря возможности построения социальных сетей для эффективного обмена знаниями, стимулирования инноваций и поддержки участников. В сущности, социальные сети создают и поддерживают социальный капитал. Принимая во внимание, что человеческим капиталом считаются знания и навыки, которыми обладает человек, а культурным капиталом является социальная практика, социальный капитал проявляется в отношениях и членстве в сообществе, а также в возможных ресурсах, полученных в результате таких отношений. Таким образом, теоретически, чем больше социального капитала, который существует в сети, тем больше знаний, доступа к ресурсам, и потенциала для инноваций.

Среди преимуществ использования социальных сетей в образовании мы выделяем следующие:

– привычность интерфейса и самой коммуникативной среды для обучающихся позволяет сэкономить время на адаптацию учащихся к новому образовательному пространству;

– многие ресурсы являются бесплатными, тем не менее, обладают значительным функционалом для реализации образовательных задач;

– функционал социальных сервисов позволяет не только хранить, но и создавать, а также делиться цифровым контентом; в конечном счете обучающиеся участвуют в процессе создания и обмена знаниями;

– мультимедийные возможности видео-, аудио-, интерактивных социальных сервисов позволяют значительно разнообразить представление учебного материала;

– учебная деятельность в социальных сетях способствует развитию мотивов обучения, связанных с самореализацией, самовыражением, боязнью потерпеть неудачу, мотивами просоциального поведения и т.д.;

– применение технологий форумов, блогов, вики, других средств Web 2.0 позволяет учащимся самостоятельно или совместно создавать учебный материал, что, в свою очередь, стимулирует самостоятельную познавательную деятельность, способствует вовлечению обучающихся в образовательный процесс, развивает критическое мышление, рефлексию и др.;

– обучение с помощью социальных сетей позволяет формировать у обучающихся XXI века навыки, связанные с умением не только найти информацию, но и переработать ее и на ее основе создать новую;

– поддержка обучения в среде социальных сервисов позволяет не ограничиваться только формальными занятиями в классе или аудитории, а расширить образовательное пространство, предоставляя педагогическую поддержку во внеаудиторное время.

Самое главное преимущество применения социальных сетей, на наш взгляд, состоит в том, что становятся возможными новые педагогические стили и стратегии. Одной из таких стратегией является совместное создание цифрового контента. Подобная работа может проходить как между преподавателем и обучающимся, так и между обучающимися. Однако на практике роли преподавателя и студента могут взаимозамещаться. Данный механизм позволяет организовать студентоцентрический учебный процесс, в котором происходит смещение акцента с результата обучения на процесс обучения.

Другой не менее важной педагогической стратегией является развитие навыков информального обучения. Необходимость развития нефорального и информального обучения неоднократно подчеркивалась как в официальных документах Европейского Союза, так и в официальных документах Российской Федерации. Так, одним из ключевых направлений в «Стратегии развития образования Российской Федерации до 2020 года», названо именно развитие неформального и информального медийного образования.

Это относительно новые модели профессионального развития, которые описывают множество разных форм обучения, протекающие независимо от программ под руководством преподавателей, в том числе чтение литературы, самообучение, материалы и системы в поддержку эффективности, коучинг, участие в сетевых образовательных сообществах.

Неформальное образование – «это различные, гибкие по организации и формам образовательные системы, ориентированные на конкретные потребности и интересы обучаемых, обладающие признаками организованности, дополнительности получаемых знаний по отношению к уже имеющемуся образованию человека»9.

Информальное образование подразумевает индивидуальную образовательную деятельность человека, сопровождающую его повседневную жизнь и не носящую целенаправленного характера.

Неформальное (НФО) и информальное (ИФО) обладает следующими характеритиками: – НФО и ИФО, как правило, проходят вне образовательных учреждений, включая в их число и отделы корпоративного обучения; – НФО и ИФО обычно не следуют установленному расписанию, часто завязываются внезапно и происходят от случая к случаю, по необходимости или в связи с какими-то событиями; – НФО и ИФО напрямую связаны с содержанием и течением повседневной жизни и работы.

По нашему мнению, неформальная или информальная стратегия обучения с помощью социальных сетей может выражаться через:

1. Обучение с разных точек зрения: социальные сети поддерживают обмен идеями, а также помогает найти единомышленников. Они также помогают упростить создание связи между людьми со схожими интересами.

2. Самоорганизация и совместное обучение: инструменты социальных сетей способствуют созданию персональной образовательной среды для обучения их авторов. Хотя при этом не создается единый стиль обучения, обучающиеся не одиноки, и могут получить обратную связь.

3. Цифровое обучение: через регулярное чтение вики, форумов или блогов новички имеют возможность учиться у экспертов за пределами географических и тематических границ.

4. Блоги и инструменты совместного обучения способствуют развитию способности к обучению («умение учиться»): посредством публикации собственных мыслей и размышлений содержание становится доступным для оценки, а также для дальнейшего развития.

5. Социальные сети поддерживают рефлексивное письмо: в социальных сетях используются простые, но эффективные и надежные стандарты кодировки, позволяющие моделировать потоки содержания, обратной связи и процедуры мониторинга.

В качестве заключения необходимо отметить, что социальные сети в образовании способствуют более быстрому созданию и более широкому распространению знаний не только за счет преодоления географических или иных границ, использования цифрового мультимедийного контента, но и за счет новых педагогических стратегий обучения в рамках неформального и информального обучения. Одними из таких перспективных стратегий являются модели MOOK – массовые онлайн открытые курсы и Peer-поддержки. Выявление условий эффективности применения подобных моделей является целью наших дальнейших исследований.

Литература:

1. Золотухин С. А. Основные принципы создания электронного учебника // Современные проблемы педагогики: парадигма науки и тенденции развития образования. – Кубань, 2006. – С. 152-157.
2. Le?vy P. L’intelligence collective. Pour une anthropologie du cyberspace. Paris: La De?couverte, 1994.
3. Licklider J. C. R., Veza А. Applications of information networks. IEEE Proceedings, 1978. № 66 (13). Р. 30-46.
4. Gillmor D. We the Media: Grassroots Journalism by the People, for the People. O’Reilly, 2004.
5. Finholt T., Sproull L. Electronic groups at work. Organization Science, 1990, № 1. Р. 41-64.
6. Castells M. Toward a sociology of the network society. Contemporary Sociology, 2000, № 29 (50), P. 693-699.
7. Cross R., Parker A., Prusak L., Borgatti S.P. Knowing what we know: Supporting knowledge creation and sharing in social network. In R. Cross, A. Parker, & L. Sasson (Eds.), networks in the knowledge economy. New York: Oxford University Press, 2003. Р. 209-231.
8. Wong H.K., Wong, R.T. Teachers: The Next Generation. ASCD Express Article, 2008, January 1-7.
9. См.: Суртаева Ж. Б. Условия становления корпоративной культуры субъектов неформального образования [Текст]: автореф. кан. пед. н. / Ж. Б. Суртаева. – Омск, 2008.
Яндекс.Метрика