Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №9 (50) октябрь 2014  Рубрика: Экономические науки

Подходы к делимитации городских агломераций

Н.Р. Ижгузина, аспирант,
кафедра региональной, муниципальной экономики и управления,
Уральский государственный экономический университет,
г. Екатеринбург, Россия
На сегодняшний день отмечается высокий всплеск интереса ученых-исследователей к теоретическим и практическим вопросам развития и функционирования городских агломераций. В данной статье городская агломерация рассматривается как пространственно локализованная система, представляющая собой особое территориальное образование, скопление городов и других населенных мест вокруг одного или нескольких городов-ядер, объединенных развитыми, интенсивными социально-экономическими и иными взаимосвязями. В рамках развития агломерации предполагается последующая разработка концепции стратегического развития и механизмов управления для достижения максимально положительных результатов в формировании благоприятной среды для жителей и предпринимателей. В статье представлены существующие подходы к определению границ городских агломераций, отмечается дискуссионное состояние данного вопроса. Автор провел анализ актуальных вариантов делимитации городских агломераций в различных странах, отмечая большое разнообразие критериев в России. В результате систематизации собранного материала обозначены принципы делимитации агломераций, а также предложена авторская методика определения их границ на примере Екатеринбургской городской агломерации, рассчитаны зоны 0,5; 1,0; 1,5; и 2,0 часовой транспортной доступности от города-центра, проанализированы топографические карты Свердловской области в масштабе 1:500 000, а также расписания движения пригородных и междугородних автобусов и электропоездов с учетом времени их пребывания на остановочных пунктах, что позволило выявить «оптимальные» границы агломерации для исследования социально-экономического развития территорий.
Ключевые слова: городская агломерация, делимитация городских агломераций, Екатеринбургская городская агломерация

В нынешнее время вопросы формирования и функционирования городских агломераций становятся всё более актуальными. Интерес к исследованию агломерационных процессов порождает вопросы, большая часть из которых пока не имеет однозначного ответа. Одним из таких спорных аспектов является делимитация (определение границ) городских агломераций. В условиях российской действительности следует подчеркнуть факт отсутствия официальной методики статистического учета и изучения развития городских агломераций, что значительно затрудняет процесс делимитации, в то время как в зарубежных странах общепринятым правилом является наличие законодательно утвержденных механизмов как делимитации, так и исследования агломерационных процессов различных территорий. Анализ иностранных и отечественных источников литературы позволил автору систематизировать используемые в различных странах варианты делимитации городских агломераций (табл. 1), что впоследствии позволило предложить авторскую методику определения границ на примере Екатеринбургской городской агломерации.

Варианты делимитации городских агломераций. Таблица 1

Страна Варианты делимитации городских агломераций
США

Статистические службы с 1950 г. выделяют агломерации по сетке округов. В Центральном округе должно проживать не менее 10 тыс. чел., при этом не менее 5 тыс. чел. из них должны проживать в урбанизированных зонах1. Критерии округа-спутника: 25% его рабочей силы работают в центральном округе или 25% рабочих мест занимают рабочие из центрального округа.

Если людность такой агломерации превышает 50 тыс. жителей, ее называют метрополитенским ареалом, а если она находится в рамках 10–40 тыс. жителей, то микрополитенским.

Канада

Система статистического учета выделяет более 150 географических агломераций – особые переписные зоны: переписные метрополитенские ареалы (census metropolitan area, CMA) и переписные агломерации (census agglomeration, CA). СМА и СА формируются одним или несколькими соседними муниципалитетами вокруг ядра (или ядер) агломерации. Численность населения CMA должна быть не менее 100 тыс. чел., из них 50 тыс. чел. должны проживать в городе-центре. Численность населения города-центра CA должна составить по меньшей мере 10 тыс. чел. Для того чтобы войти в состав СМА или CA, соседние муниципалитеты должны быть связаны высокой степенью интеграции с центром агломерации, что оценивается миграционными потоками согласно данным о месте работы, указанным в предыдущей переписи.

Когда численность населения города-ядра СА падает и становится меньше 10 тыс., СА упраздняется. Однако это правило не распространяется на территории, получившие статус СМА: в этом случае, даже если численность населения СМА будет ниже 100 тыс. чел. или численность населения города-центра – ниже 50 тыс. чел., СМА не будут ликвидированы.

Делимитация СМА и СА, включение в их состав соседних муниципалитетов (census subdivisions – переписные подразделения, CSD) подчинены определенным правилам (CSD будут включены в состав СМА или СА, если соответствуют хотя бы одному из них)2:
1. Правило ядра (core rule) – CSD полностью или частично находится внутри ядра агломерации.
2. Правило прямых миграционных потоков (forward commuting flow rule) – 50% мигрантов (как минимум), проживающих в CSD, работают в ядре агломерации согласно данным о месте работы, указанным в предыдущей переписи.
3. Правило обратных миграционных потоков (reverse commuting flow rule) – 25% мигрантов (как минимум), работающих в CSD, проживают в ядре агломерации согласно данным о месте работы, указанным в предыдущей переписи.
4. Правило пространственной близости (spatial contiguity rule) – CSD, не соответствующие критериям миграционных потоков, могут войти в состав СМА или СА, и CSD, соответствующие критериям миграционных потоков, могут быть исключены из состава СМА или СА исходя из пространственной близости.
5. Правило исторической сопоставимости (historical comparability rule) – в целях сопоставимости предыдущих и нынешних СМА и крупных СА (исходя из данных переписи прошлых лет) CSD включаются в состав СМА или СА, даже если они не соответствуют критериям миграционных потоков (правила 2 и 3). Исключение составляют CSD, границы которых были изменены (к примеру, в результате аннексий).
6. Правило ручного регулирования (manual adjustments) – иногда возникают ситуации, когда применение вышеуказанных правил может привести к нежелательным последствиям или их применение само по себе затруднительно. В этом случае допускается применение ручного управления (manual override) для сохранения пространственной целостности.
7. Правило слияния соседних СМА и СА (merging adjacent CMAs and CAs) – в случаях, когда СА является «соседом» СМА, объединение СА с СМА возможно при условии, что общий процент маятниковой миграции между СА и СМА не менее 35% согласно данным о месте работы, указанным в предыдущей переписи.

Швейцария Критерии: 3
– численность населения и эволюция расселения (минимум 20 тыс. жителей, проживающих на территории соседних муниципалитетов, рост населения в течение последнего десятилетия должны превышать 10% по сравнению со средним по стране);
– непрерывность застройки (муниципалитеты должны образовывать площадь непрерывной застройки с городом-центром или иметь с ним общую границу, площадь неосвоенных районов - сельскохозяйственных или лесохозяйственных – не должна превышать 200 метров);
– соотношение занятого и постоянно проживающего населения (соотношение плотности населения к количеству рабочих мест на гектар урбанизированных и сельскохозяйственных, за исключением пастбищ, территорий должно быть больше 10);
– экономическая структура и отношения с городом-центром (как минимум треть экономически активного населения должна работать в центральной зоне, как минимум 1/6 часть занятого населения муниципалитета должна работать в городе-центре; доля населения, занятого в первичном секторе, не должна превышать среднее значение по стране более чем в два раза);
– доля пассажиров, совершающих поездки в город-центр.
Франция Критерии4:
– центральный город агломерации обеспечивает более 5 тыс. рабочих мест;
– доля работающих в центре агломерации из пригородов – более 40%;
– существуют также «городские сообщества» (наиболее крупные агломерации, утверждены законом Шевенемента – Chevиnement law – в 1999 г.) с численностью населения не менее 50 тыс. чел, при этом не менее 15 тыс. чел. из них проживают в центральном городе агломерации.
Великобритания Органы статистики выделяют стандартные метрополитенские трудовые ареалы (standard
metropolitan labour area) по следующим параметрам5:
– города с общей численностью населения более 70 тыс. вместе с пригородами включаются в состав стандартного метрополитенского трудового ареала;
– центральный город обеспечивает не менее 20 тыс. рабочих мест, или 13,75 рабочих мест на гектар;
– 15% населения пригородов работает в городе-центре агломерации.
Россия

Перечень показателей для делимитации городских агломераций6:
– наличие хотя бы одного крупного города;
– непрерывность застройки;
– плотность населения;
– удельный вес населения, не связанного в экономическом отношении с сельским хозяйством;
– отдаленность от центрального города по кратчайшим путям сообщения (выраженная во времени);
– интенсивность деловых и бытовых связей;
– рост населения за определенный период.

Критерии делимитации Российских агломераций7
Исходный базовый интегральный критерий наличия агломерации – относительная целостность системы городских и сельских поселений.
1. Наличие большого города с численностью населения более 100 тыс. чел.
2. Наличие не менее 2 городских поселений во внешней зоне агломерации, жители которых имеют относительно более высокую связь с большим (главным) городом, при этом их общая людность должна составлять не менее 10% от числа жителей города-центра.
3. Сельское население агломерации выступает на равных с городским (сельская местность включается на основе построения изохрон транспортной доступности каждого i-го сельского поселения, вовлеченного в пригородное автобусное обслуживание).
4. Интенсивность связей поселений внешней зоны с главным городом агломераций. Интенсивность определяется наличием устойчивых трудовых маятниковых корреспонденций с главным городом, наличием и границами пороговых межселенных связей населения.
5. Производственно-технологические связи градообразующих предприятий главного города и городов его внешней зоны.
6. Выявление зоны влияния рекреационных функций главного города на его окружение (определяется по размещению дачных поселений и учреждений отдыха и рекреации, зон массового отдыха жителей главного города).
7. Наличие сельскохозяйственных предприятий и их сельхозугодий, призванных обеспечивать главный город продовольствием.
8. Большой разрыв качества среды обитания между городом и сельской местностью.
9. Уровень и качество развитости агломерации.
Методы выявления агломераций:
– статистический – предполагает анализ данных изменения численности населения главного города агломерации, изменения динамики населения и расселения в ее внешней зоне и сопоставление этих данных с динамикой расселения в регионе;
– графоаналитический (картографический) – ключевой метод выявления агломерации. Он включает закономерности и тенденции пространственного развития сети поселений в динамике, их транспортную и инженерную инфраструктуру, желательно представление их развития во времени, так как они являются индикаторами зонального развития агломерации и роста привлекательности главного города;
– функциональный – предусматривает выявление функций городов и сел в агломерации (города, технологически связанные с градообразующими отраслями главного города; города, обслуживающие филиалы основных производств в главном городе; дачные поселения, детские лагеря, дома отдыха и другие рекреационные поселения; пригородные зоны сельского хозяйства и лесного хозяйства первой категории; зоны пригородного транспорта, особенно конечные пункты следования электропоездов);
– экологический – устанавливает наличие и границы градоэкологического метаболизма агломерации;
– стратегический – представляет собой проект или программу развития реальной или в недалеком будущем очевидной агломерации.
Россия Основа делимитации – положение о замыкании в пространстве городской агломерации недельного цикла жизнедеятельности населения. Критерии делимитации подразделяются на следующие группы8:
1) критерии величины города-ядра (численность населения);
2) критерии развитости внешней зоны (число и людность в ней городских поселений, их соотношение с ядром, численность сельского населения);
3) интегральные критерии, характеризующие агломерацию в целом (плотность населения, сложность – развитость – ГА и др.);
4) критерии выделения границ ГА на основе определения ее пространственного или временного радиуса, фиксирующего размеры рассматриваемой территории, в пределах которой сложилась или складывается агломерация.
Методики делимитации:
I. Методика Института географии АН СССР:
1) выявление потенциальных ядер (города с населением не менее 250 тыс. человек);
2) определение границ потенциальных агломераций;
3) вычисление специального коэффициента развитости. Чтобы система поселений была агломерацией, соответствующий ей коэффициент развитости Кразв.= Р* (М* m + N* n) должен быть не меньше 1,0, где Р – численность городского населения агломерации; М и N – количество городов и поселков городского типа соответственно; m и n – доли в городском населении агломерации.
II. Методика ЦНИИП градостроительства:
1) ориентирована на выделение групп взаимосвязанных поселений, способных стать в перспективе базой для формирования планово-регулируемых групповых систем населенных мест;
2) для оценки уровня развитости (зрелости) агломерации предложены:
коэффициент агломеративности (Ка= N/SГ) – отношение плотности сети городских поселений к среднему кратчайшему расстоянию между ними; индекс агломеративности (Iа= P/Pа) – отношение численности городского населения внешней зоны к городскому населению всей агломерации, где Ка – коэффициент агломеративности; N – число городских поселений в агломерации; S – размеры территории агломерации; Г – кратчайшее расстояние между городскими поселениями агломерации; Iа – индекс агломеративности; Р – численность городского населения зоны спутников; Ра – численность городского населения агломерации.
III. Метод изохрон. Выделяют кольца вокруг ядра агломерации: первое – получасовая изохрона относительно границ города-ядра агломерации; второе – часовая изохрона; третье – полуторачасовая изохрона; четвертое – получасовая изохрона относительно средних и больших городов, расположенных вблизи границ агломерации (или же двухчасовая изохрона относительно города-ядра).
IV. Унифицированная методика (П.М. Полян, Н.И. Наймарк, И.Н. Заславский):
1) определение потенциальных центров агломераций – городов с численностью населения от 100 тыс. человек;
2) устанавливается зона потенциального действия агломерационных связей: двухчасовая (брутто) изохрона транспортной доступности центра, совмещенная с получасовой изохроной от больших и средних городов, расположенных на периферии. Если при этом во внешней зоне окажется не менее двух городских поселений и система успешно преодолеет тест на развитость (Кразв.), то выделенную систему поселений следует отнести к разряду сложившихся ГА. Отдельно выделяется группа потенциальных ГА-образований, которые не удовлетворяют одному из перечисленных условий. Если через какой-либо промежуток времени потенциальная ГА удовлетворяет всем требованиям, то ее вносят в списки сложившихся агломераций.
Критерии выделения городской агломерации, предложенные специалистами отдела территориальной деятельности УралНИИпроекта9:
– транспортная доступность города-центра не должна превышать 2 часов;
– маятниковые миграции составляют не менее 10 поездок;
– плотность населения выше среднеобластной в 5 раз.
Критерии:10
– минимальная численность центра агломерации – 250 тыс. чел.;
– в агломерацию включаются города, находящиеся в радиусе 50 км от центра;
– минимальное количество городов-спутников не устанавливается.

Резюмируя данные таблицы 1, необходимо указать на наличие множества методик выделения границ городских агломераций в нашей стране, закрепленных в различных источниках, что свидетельствует о дискуссионном характере данного вопроса. Всё многообразие существующих подходов можно свести к двум группам. Первая группа базируется на утверждении о вычислении получасовой, часовой, полуторачасовой и двухчасовой изохроны. Такой способ дает возможность определить границы городской агломерации, близкие к действительности, учитывая в ее составе не только города, но и сельские населенные пункты. Тем не менее существенным недостатком метода, по мнению автора, является неразвитость российских служб статистики, что приводит к невозможности исследования агломерационных процессов в силу несоответствия данного подхода административно-территориальному делению (АТД) страны.

Вторая группа экспертов поддерживает точку зрения о необходимости анализа имеющейся информации по показателям численности постоянного населения, а также маятниковой миграции в пределах городской агломерации. Этот способ лишен недостатка первого варианта, однако также не является идеальным и простым в применении. Его слабой стороной является отсутствие статистики по наименьшим административно-территориальным единицам (АТЕ).

Таким образом, на примере Екатеринбургской городской агломерации (ЕГА) автор предлагает следующий механизм делимитации городских агломераций, который учитывает недостатки двух указанных выше подходов и позволяет нивелировать их. Прежде всего, следует обозначить принципы делимитации. В большинстве случаев они довольно понятны, однако всё же необходимо уделить им особое внимание. Базовый и основополагающий принцип можно обозначить следующим образом – приступать к делимитации необходимо при наличии тесных связей между населенными пунктами городской агломерации, что находит выражение в маятниковых миграциях по различным целям (первичный показатель) и интенсивности поездок в город-центр и обратно (вторичный показатель, «вытекающий» из первичного). Эти показатели являются качественными характеристиками мобильности населения (способности к передвижению), которая в настоящее время становится ключевым условием развития территорий и страны в целом, способствуя концентрации людей в населенных пунктах и «стягиванию» страны, а потому нуждается в «поддержке» со стороны государства. В силу отсутствия, а порой и «закрытости» для рядового пользователя статистической информации по первичному показателю в разрезе городов и сельских населенных пунктов при делимитации ЕГА автор в большей мере использовал вторичный показатель.

Сама методика делимитации представляет собой синтез рассмотренных выше вариантов определения границ агломераций. В первую очередь определяется центр агломерации (численность населения которого более 100 тыс. чел., и он является локомотивом развития всей агломерации, вкладывая значительную долю в ее развитие), затем рассчитываются зоны 0,5-, 1,0-, 1,5- и 2,0-часовой транспортной доступности от города-центра, в дальнейшем, принимая во внимание АТД, границы агломерации корректируются до границ существующих АТЕ. Продемонстрируем указанный механизм делимитации на примере ЕГА.

При вычислении транспортных изохрон были проанализированы топографические карты Свердловской области в масштабе 1:500 000, а также расписания движения пригородных и междугородних автобусов и электропоездов, учтено время их пребывания на остановочных пунктах, что позволило выделить транспортную сеть ЕГА и 0,5-, 1,0-, 1,5- и 2,0-часовые границы агломерации (табл. 2).

В связи с тем, что максимально разрешенной скоростью движения в населенных пунктах согласно Правилам дорожного движения является 60 км/ч, вне населенных пунктов – 90 км/ч (для легковых автомобилей и грузовых с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т) для последующих расчетов была выбрана средняя скорость – 75 км/ч (Правила дорожного движения разрешают движение на автомагистралях со скоростью не более 110 км/ч, однако в связи с отсутствием автомагистралей в Свердловской области, в данном исследовании они не рассматриваются)11. Таким образом, муниципальные образования, которые находятся на расстоянии 37,5 км от Екатеринбурга по существующим автодорогам, образуют Екатеринбургскую агломерацию в пределах получасовой транспортной доступности; на расстоянии 75 км от Екатеринбурга – в пределах часовой транспортной доступности; 112,5 км – в пределах 1,5-часовой транспортной доступности и на расстоянии 150 км – в пределах 2-часовой транспортной доступности (таблица 2).

Принимая во внимание ОКТМО, границы ЕГА для разных видов транспорта и территорию Свердловской области, состав Екатеринбургской агломерации становится следующим (рисунок).

Далее необходимо изучить интенсивность поездок на основе анализа расписания движения пригородных и междугородних автобусов и электропоездов. В связи с тем, что некоторые маршруты функционируют в определенные дни недели, избранной точкой отсчета стала неделя, а не сутки (табл. 3).

Анализ интенсивности поездок дает возможность определить «оптимальные» границы агломерации для исследования и социально-экономического развития в первую очередь. Так, для Екатеринбургской агломерации – это территория в пределах часовой транспортной доступности. Остальные территории агломерации с учетом интенсивности движения являются зоной ее перспективного развития.

Таким образом, анализ существующих подходов к делимитации городских агломераций позволил систематизировать всю информацию по двум группам, выявив сильные и слабые стороны каждой из них. В результате изучения отечественных и зарубежных примеров были сформулированы принципы делимитации. Авторская методика, базирующаяся на синтезе изученных вариантов, дает возможность выявить границы городской агломерации и провести исследование агломерационных процессов при помощи статистической информации, доступной для рядового пользователя, что максимально упрощает процесс делимитации.

Литература:

1. Развитие городских агломераций: аналитический обзор. Вып. 2. [Электронный ресурс]. URL: http://enter.giprogor.ru/files/Development_of_urban_agglomerations_Vol2.pdf (дата обращения: 10.10.2014); Человеческий потенциал агломераций и эффективность компаний: случай Большого Урала. Аналитический доклад Высшей школы экономики и менеджмента. Екатеринбург, 2011.
2. CMA and CA: Detailed definition. [Электронный ресурс]. URL: http://www.statcan.gc.ca/pub/92-195-x/2011001/geo/cma-rmr/def-eng.htm (дата обращения: 10.10.2014).
3. Развитие городских агломераций: аналитический обзор. Вып. 2. [Электронный ресурс]. URL: http://enter.giprogor.ru/files/Development_of_urban_agglomerations_Vol2.pdf (дата обращения: 10.10.2014).
4. Человеческий потенциал агломераций и эффективность компаний: случай Большого Урала. Аналитический доклад Высшей школы экономики и менеджмента. Екатеринбург, 2011.
5. Там же.
6. Вишневский А.Г. Понятие и границы городских агломераций // Градостроительство. Вопросы расселения: Междуведомственный республиканский научно-технический сб. Киев, 1996.
7. Лола А.М. Основы градоведения и теории города (в российской интерпретации): научное издание / А.М. Лола. М.: КомКнига, 2005.
8. Лаппо Г., Полян П., Селиванова Т. Агломерации России в ХХI веке // Вестник Фонда регионального развития Иркутской области. 2007. № 1. С. 46–48.
9. Анимица, Е.Г., Власова, Н.Ю. Градоведение: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010.
10. Человеческий потенциал агломераций и эффективность компаний: случай Большого Урала. Аналитический доклад Высшей школы экономики и менеджмента. Екатеринбург, 2011.
11. О правилах дорожного движения. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.10.2014).
12. Официальный сайт Карт и справочников городов России. [Электронный ресурс]. URL: http://maxikarta.ru (дата обращения: 10.10.2014); Официальный сайт Северного автовокзала г. Екатеринбурга: [Электронный ресурс]. URL: http://avtovokzal-ekb.ru (дата обращения: 10.10.2014); Официальный сайт Южного автовокзала г. Екатеринбурга: [Электронный ресурс]. URL: http://www.autovokzal.org (дата обращения: 10.10.2014).