Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит 6 раз в год (январь, март, май, август, октябрь, декабрь).
Выпуск: №№5-6 (35-36) май-июнь 2013  Рубрика: Социологические науки

Нормативная составляющая сексуальной культуры студентов: социологический анализ

К. В. Хрущев, соискатель,
кафедра прикладной социологии,
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина,
г. Екатеринбург, Россия
В статье рассматриваются нормы сексуальной культуры. Автором уточнено понятие сексуальной культуры, охарактеризованы установки российских студентов на соблюдение норм сексуальной культуры, показаны противоречия
Ключевые слова: сексуальная культура, норма, установка, студенты

Проблема сексуальной культуры личности является одной из актуальных в современной России. Это связано с тем, что российское общество переживает кризис морали, в том числе и половой морали. Если старшее поколение живет старыми стереотипами и ценностями «в стране секса нет», то молодое поколение, формирующееся под воздействием сексуальной революции, отсутствия сексуального воспитания в семье, школе, вузе, особенно испытывает на себе крушение старых стереотипов в области половой морали и формирование новых – стереотипов «вседозволенности», «двойной морали», «полигамии» и пр. В этих условиях особое значение приобретает необходимость формирования сексуальной культуры личности, особенно молодежи. Анализ ее нормативной составляющей необходим по нескольким причинам. Во-первых, от того, каким нормам будет следовать молодой человек /девушка, вступая в сексуальное взаимодействие, зависит формирование их половой морали. Во-вторых, в социологии этим вопросам до сих пор не уделяется должного внимания. Все это говорит об актальности темы исследования.

Прежде чем говорить о нормах сексуальной культуры, на наш взгляд, необходимо определиться с нашим пониманием данного феномена. Под сексуальной культурой мы понимаем совокупность интериоризированных личностью норм, ценностей, знаний, на основе которых она вступает во взаимодействие с партнером в сексуальной сфере.

Важным элементом сексуальной культуры является ее нормативная составляющая – поведенческий блок. В него входят сексуальные нормы, регулирующие сексуальное взаимодействие партнеров. Часть норм, относящихся к сексуальной культуре, можно представить и описать с позиции ценностей-норм (любовь, влюбленность, сексуальность и пр.), в данной статье попытаемся охарактеризовать их с деятельностной стороны.

В 2013 году автором было проведено социологическое исследование по квотной выборке. В исследовании участвовало 600 студентов вузов г. Екатеринбурга. Екатеринбург является типичным городом-миллионером, где сосредоточены крупнейшие вузы. В этом плане данные нашего исследования могут быть экстраполированы с долей условности на все российское студенчество.

Студентам было предложено оценить, что, по их мнению, представляет собой сексуальная норма. Исследование показало, что для 70,0 % респондентов сексуальной нормой является стремление партнеров к получению обоюдного наслаждения в результате сексуального взаимодействия. 60,0 % респондентов отметило, что сексуальная норма – это вступление в сексуальное взаимодействие на взаимном согласии партнеров, 54,0 % – ответственность за последствия сексуального взаимодействия (нежелательная беременность, заболевания, передающиеся половым путем и пр.). 45,0 % респондентов полагают, что сексуальная норма – это уважение к партнеру, 36, 0% респондентов – любовь к партнеру, 32,0 % опрошенных – отсутствие нанесения ущерба здоровью при сексуальном взаимодействии, 29,0 % – применение контрацептивных средств при сексуальном взаимодействии, 16,0 % – взаимная забота партнеров, 6,0 % – завершение отношений свадьбой, 5,05 % – завершение отношений совместным проживаием. Исследование зафиксировало несколько важных моментов. Во-первых, различное отношение к нормам в гендерном отношении. Так, большинство девушек отметило такие нормы сексуальной культуры, как ответственность за последствия сексуального взаимодействия (75,0 %), любовь и уважение к партнеру (60,0 %), применение контрацепции при сексуальном взаимодействии (50,0 %). Такая ситуация вполне объяснима и связана с тем видом культуры, нормы которой мы анализируем. На наш взгляд, сексуальная культура связана с тремя составляющими – природной (биологической), культурной и социальной. В данном случае, биологическое является первичным, исходным образованием. Особенности телесной организации определяют также психические свойства индивида и его социальное поведение. В свою очередь, за особенностями социального поведения человека всегда скрывается специфика его психической и биологической организации. Что касается девушек, то их поло-ролевая структура, а также биологические особенности свидетельствуют о том, что при неудачном сексуальном взаимодействии с партнером может наступить нежелательная беременность, впоследствии рождение ребенка, заражение заболеваниями, передающимися половым путем и пр., что может помешать их дальнейшей учебе, карьере. К тому же, рождение ребенка не всегда приводит к вступлению девушки в брак. Как правило, вся тяжесть за последствия неудачного сексуального взаимодействия ложится на плечи женщины. Таков сложившийся стереотип в русской культуре. Это мы видим на страницах бульварных романов, в кинематографе и пр. Исходя из своих сексуальных потребностей и интересов, мужчина сформулировал нравственные правила поведения для себя и для женщины. Себе, дав максимум свободы, разрешил случайные / постоянные связи с другими женщинами помимо жены или постоянной партнерши, а ее контакты ограничил мужем или одним постоянным партнером. До последнего времени все формы морали были пронизаны идеей господства мужчины над женщиной, что нашло отражение в догматах таких мировых религий, как христианство, ислам. Наше исследоние также подтвердило, что изменения, либерализация половой морали в меньшей степени повлияли на преобразования в сексуальной культуре девушек. Мы согласны с мнением Т. Пичугиной о том, что фактически вся современная сексуальная культура в России, имеющая многовековую историю своего становления и развития, определяется и находится в зависимости от сексуального фактора, определяемого биологическими особенностями мужчин и женщин1. Мы видим, что сложилась отдельная мораль для представителей слабого и сильного пола.

Нормы, правила воздействия на личность, всегда накладываются на особую биопсихическую структуру индивида. Поэтому поведение, сознание человека всегда отягощено различными по силе биологическими и психическими факторами. Мы согласны с точкой зрения А. В. Меренкова, утверждающего, что различия на природном уровне в значительной мере влияют на особенности усвоения человеком норм и правил культуры2. Особенно очевидно это проявляется в сексуальной культуре. В этом плане у девушек в равной степени выражена ак ее природная, так и социокультурная составляющая. Исследование зафиксировало, что природная составляющая более выраженау юношей. Они в меньшей степени готовы нести ответственность за негативные последствия сексуального взаимодействия, им в меньшей степени свойственно чувство любви при сексуальном контакте с партнершей, более негативное отношение к применению контрацепции. Эти данные корреллируют с полученными нами данными об отношении к случайным сексуальным связям. Кстати говоря, вступление/ невступление личности в случайные половые связи мы считаем так же одной из важных норм сексуальной культуры.

Во-вторых, исследование зафиксировало крайне негативное, на наш взгляд, отношение к такой норме сексуальной культуры, как применение контрацепции при вступлении в сексуальное взаимодействие. На нее указал лишь каждый третий опрошенный студент. При этом практически каждый второй респондент отметил важность такой нормы, как ответственность за последствия сексуального взаимодействия партнеров, а каждый третий – отутствия нанесения ущерба здоровью партнера. Здесь мы выходим еще на одно противоречие сексуальной культуры: между знанием норм, правил и применением их в сексуальных практиках студентов.

В исследовании нас интересовал вопрос о том, почему студентами не соблюдается одна из важных норм – применение контрацепции при сексуальном взаимодействии (См. таблицу 1).

Анализ таблицы 1 показал, что для девушек ведущими причинами являются: отсутствие ожидания вступления в сексуальные отношения (эффект внезапности) – на это указала половина опрошенных, возражение партнера – отметили 44,0 % респондентов, отсутствие времени для их использования – на это указало 40,0 % опрошенных, не считает нужным использование контрацепции каждый третий респондент. Юноши отметили следующие ведущие причины: снижение степени сексуального удовольствия (57,0 %); эффект внезапности занятия сексом (54,0 %). 42,0 % юношей не задумываются над этим вопросом, вступая в сексуальное взаимодействие, а 14,0 % – просто не могут этого сделать, так как находтся в состоянии алкогольного опьянения. Таким образом, мы видим, что значительная часть юношей и девушек вступают в сексуальное взаимодействие часто спонтанно, не задумываясь о последствиях. Однако исследование зафиксировало, что при вступлении в сексуальные отношения юноши в большей степени ориентированы на себя, нежели на партнершу, а девушки, наоборот, – на партнера. Это так же подтверждает, что в сексуальной культуре девушек-студенток присутствует в большей степени ее традиционный компонент, стереотипы, сложившиеся в русской культуре, когда женщина жертвует своими интересами в угоду мужчине, о чем мы писали выше.

В исследовании нас интересовал вопрос о том, что побуждает студентов соблюдать сексуальные нормы. В итоге мы получили следующую картину (См. таблицу 2).

Исследование показывает, что ведущим фактором является собственный контроль поведения на основе выработки чувства совести. Оно характеризуется тем, что человек самостоятельно оценивает свои поступки, соотнося имеющиеся у него представления о допустимом и запрещенном поведении. При этом совесть действует как на этапе планирования определенных действий, так и после совершения таковых, когда возникают сомнения в том, насколько они соответствовали существующим нормам. Данные исследования показывают, что практически половина студентов получила должное нравственное воспитание в семье, позволяющее соблюдать сексуальные нормы не столько на основе их глубокого понимания, сколько опираясь на представления о морально допустимом действии.

При этом, почти каждый третий опирается на мнение партнерши \ партнера и друзей, которые выступают в качестве основных субъектов становления содержания того сексуального поведения, которое проявляют студенты. Однако исследование зафиксировало, что мнение партнера для девушки более существенно, нежели для юноши. Это еще раз, во-первых, показывает ведущую роль партнера в выработке основы для формирования сексуальной культуры девушек-студенток. Во-вторых, демонстрирует сохранение ориентации на традиционные ценности сексуальной културы.

В то же время, высокая ориентация на мнение друзей указывает на то, что для многих студентов сохраняется значимость внешней оценки. Для них важен внешний контроль, поэтому в условиях выбора сексуальных практик они будут в большей степени ориентироваться на возможное осуждение со стороны окружающих, а не собственное представление об обязательности выполнения предписаний сексуального взаимодействия.

Практически такое же место по значимости в регулировании сексуального поведения студентов заняла позиция, связанная с боязнью рождения незапланированного ребенка, на четвертое-пятое – религиозные требования и требования национальной культуры.

Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на то, что менее 20,0 % студентов побуждает к соблюдению норм наличие знаний сексуальных норм, регулирующих поведение партнеров при сексуальном взаимодействии. Это указывает, во-первых, на то, что сексуальное просвещение, воспитание и образование студентов до того, как они стали ими, носило фрагментарный характер. Полученные случайным путем знания не стали основой для выработки установок на соблюдение требований сексуального взаимодействия. Ни семья, ни педагоги, ведущие обучение на ступени школьного обучения, не занимались системным сексуальным просвещением учащихся, не выработали установки подростков на соблюдение сексуальных норм при будущем или уже имеющемся сексуальном взаимодействии. На это указало большинство опрошенных нами студентов. Наше исследование подтверждают данные, полученные другими исследователями3. К тому же, вуз так же слабо формирует знание сексуальных норм студентами и их использование. На это указали более половины опрошенных студентов. Само приобщение к сексуальной культуре не выступает как одна из важных функций семейного воспитания по той причине, что подавляющее большинство родителей не обладают целостным, системным представлением о сексуальной сфере, интимных отношениях, тех нормах, которые ее регулируют. Взрослые в процессе своей социализации сами часто случайным образом получали информацию о содержании данной сферы.

Во-вторых, само нравственное воспитание, осуществляемое семьей, педагогами школьного образования, не связано с одновременным сексуальным просвещением, раскрывающим, каким образом грубое нарушение нравственных норм может привести к несоблюдению сексуальных норм. Одной из причин такого положения является то, что в настоящее время отсутствует какая-либо популярная литература, доступная для подавляющего большинства населения, в которой бы раскрывалась как специфика нравственного воспитания личности, начиная с раннего детства, так и связь самих моральных и сексуальных норм при сексуальном взаимодействии партнеров.

Поэтому, на наш взгляд, важнейшим условием дальнейшего развития сексуальной культуры у студентов является качественное изменение самой системы сексуального воспитания. Оно в первую очередь должно осуществляться в рамках раскрытия взаимосвязи моральных и сексуальных норм. Так же необходимо обеспечить особое просвещение тех субъектов, которые занимаются воспитанием детей, причем начиная  раннего детства, так как в вуз должны приходить студенты, обладающие элементарными знаниями о сексуальной сфере, знаниями о сексуальных нормах, анатомическими и медицинскими знаниями. Речь идет о специфическом сексуальном просвещении родителей, учителей школ, преподавателей вузов.

Предлагаемые меры, на наш взгляд, могут обеспечить более высокий уровень готовности студентов к тому, чтобы в систематизированной форме осваивать как содержание, так и способы реализации сексуальных норм, которые регулируют сексуальные практики студентов. Отсутствие взаимосвязи между нравственным и сексуальным воспитанием ведет к тому, что угроза морального осуждения побуждает к соблюдению сексуальных норм только каждого четвертого из нынешних студентов. У остальных респондентов не сформирована ориентация на обязательное соблюдение этих норм. У этих студентов не сформировалось представление о том, что мораль выступает основой сексуальной культуры личности. У них не выработаны такие моральные регуляторы, как чувство стыда, совести, длга, ответственности.

Такая ситуация ведет к тому, что весьма незначительное число студентов ориентируется на общественное мнение, когда соблюдают нормы сексуального взаимодействия. Для многих мнение, которое складывается у окружающих людей, не входящих в круг близких, либо партнера по сексу, не оказывает существенного влияния на содержание ценностных ориентаций и установок, связанных с соблюдением норм сексуального взаимодействия.

Анализ результатов исследования указывает на еще одну очень важную характеристику содержания ориентаций и установок на соблюдение этих норм. Она связана с тем, насколько значимой для студентов является собственная позиция личности по поводу реализации сексуальных норм. Не примеры тех, кто их нарушает, а собственное осознание ценности регулирования в сексуальных практиках, ценности любви, взаимоуважения партнеров должно определять поведение человека. В этом смысле можно говорить о выработке ответственности не только за собственные поступки, но и того человека, с которым индивид взаимодействует, вступая в сексуальные отношения. Проведенное нами исследование выявило невысокий уровень знаний студентов о конкретных процессуальных нормах, регулирующих ситуации, в которых может оказаться любой человек, и которые требуют от него минимальных знаний в области права для адекватной ориентации в ситуации нежелательной беременности или заражения заболеваниями, передающимися половым путем. Достаточно низкий уровень осведомленности студентов о конкретных правовых и сексуальных нормах демонстрирует неготовность части из них к оптимальному принятию решений в данных ситуациях. Так, на вопрос о том, что респонденты предпримут в случае беременности партнерши, 15,0 % отметило, что женятся, такое же количество опрошенных студентов предложат сделать аборт, а каждый третий затруднился с ответом. Выявленные изъяны в правовых и сексуальных знаниях студентов являются следствием не очень высокого качества получаемой ими информации. Именно по причине того, что респонденты широко используют случайные источники информации и получают ее часто в недостоверном виде (Интернет, СМИ), сексуальная культура многих молодых людей оказывается деформированной. У них формируется искаженное представление о нормах сексуального взаимодействия, равно как и о нормах права, их обоснованности, что приводит к негативным установкам, реализуемым в противоправных действиях. В нашем случае, такими действиями мы считаем отказ от рождения ребенка, прерывание беременности или же при рождении ребенка отказ от создания с партнершей семьи и пр.

Литература:

1. См. Пичугина Т.А. Особенности сексуальной культуры в современной России: социологический анализ: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук . Екатеринбург, 2003.
2. См. Меренков А.В. Социология стереотипов. Екатеринбург, 2001.
3. См. Пичугина Т.А. Особенности сексуальной культуры в современной России: социологический анализ: автореферат. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук, Екатеринбург, 2003.