Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №7 (48) август 2014  Рубрика: Педагогические науки"

Единая электронная образовательная среда как основа формирования системы высшего образования в циркумполярном мире

И.А. Дранаева, ст. преподаватель,
общеуниверситетская кафедра Североведения,
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,
г. Якутск, Россия
В статье рассматривается формирование единой электронной образовательной среды высшего образования в циркумполярном мире, которая включает в себя высшие учебные заведения, территориально находящиеся в регионах Арктики и Севера, где традиционно ведутся исследования в области североведческих дисциплин, подготовки кадров из числа представителей коренных малочисленных народов, решаются вопросы устойчивого развития территорий Арктики и Севера, сохранения и защиты уникальной флоры и фауны. Активно используются современные методы обучения, прежде всего дистанционное образование как наиболее вариативный, демократичный, экономичный и гибкий вид обучения для регионов очагового расселения населения. Автор рассматривает также опыт Северо-Восточного федерального университета и Международного университета Арктики в формировании единой электронной образовательной среды. Университет Арктики – это сеть научных центров, исследовательских площадок, университетов и колледжей циркумполярных стран. Такое международное сотрудничество дает возможность подготовить специалистов для работы в циркумполярном регионе. Благодаря дистанционной форме обучения можно общаться в реальном времени, делиться своими идеями со студентами и преподавателями, находящимися в другой стране. По международной обменной программе студенты и преподаватели выезжают в северные зарубежные страны, а также реализуют совместные образовательные программы по различным направлениям, которые укрепляют и развивают международные отношения в едином образовательном пространстве.
Ключевые слова: единая электронная образовательная среда, циркумполярный мир, Арктика и Север, система высшего образования, дистанционное образование, представители коренных малочисленных народов Севера, Университет Арктики

В регионах Арктики и Севера накапливается опыт международного сотрудничества в построении образовательных систем нового типа. В силу географических особенностей, климатических условий, малозаселенности территорий возникла особая образовательная среда, которая является отличной от других образовательных систем России и мира. Данная среда характеризуется, во-первых, дислокацией высших учебных заведений: вблизи компактного проживания представителей коренных малочисленных народов Севера; во-вторых, иным подходом к обучению, а именно включением в образовательные программы региональных компонентов различного уровня: изучение родного края, истории и фольклора представителей коренных малочисленных народов Севера и Арктики, языков и культуры коренных народов, традиционного природопользования; в-третьих, преобладанием нетрадиционных методов обучения с использованием новых информационных технологий, таких как дистанционное образование (в зарубежных странах e-learning).

Объектом нашего исследования является система высшего образования регионов Арктики и Севера. В более широком смысле изучается территориальная организация системы высшего образования циркумполярного региона.

Под циркумполярным регионом мы понимаем территорию, находящуюся вокруг Северного полярного круга, прежде всего приполярные регионы таких стран, как Россия, Канада, штат Аляска (США), Гренландия (Дания), Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция. Вследствие низкой плотности населения, труднодоступности региона, отдаленности от «центра» и суровых климатических условий труда и жизни местного населения, в силу историко-географических процессов сформировалась и особая научно-образовательная среда. Ее целью является подготовка высококвалифицированных кадров из числа представителей коренных народов Севера для работы в регионах Арктики, сохранение уникальной природы и экосистемы циркумполярного региона, культуры и языков представителей малочисленных народов, создание и использование новых технологий в условиях низких температур и неблагоприятных климатических условий устойчивое развитие территорий Арктики и Севера.

По инициативе Арктического совета, созданного в 1996 году, в который входят указанные выше страны, состоялось открытие международного Университета Арктики – это единая электронная образовательная среда, объединяющая 145 учебных учреждений, вузов, филиалов, колледжей, научных центров и международных организаций циркумполярного мира.

Университет Арктики является итогом международного сотрудничества приполярных стран и основой формирования системы высшего образования в циркумполярном регионе. Здесь мы можем наблюдать развитие образования в отдаленных северных территориях, которые характеризуются очаговым расселением.

«Особое геополитическое расположение, огромный ресурсный потенциал и планетарное экологическое значение Арктики делают ее регионом особых стратегических интересов ведущих арктических стран мира в ХХI веке»1. Единая электронная образовательная среда на региональном и межрегиональном уровнях дает возможность вырабатывать политику, рассматривающую Арктику и ее отдельные регионы как единое целое, учитывающую особый характер проблем, существующих в Арктике и позволяющую использовать творческий потенциал и способности ее жителей. Такая среда способствует повышению эффективности мер по сохранению арктической окружающей природы, обеспечивая при этом учет интересов всего населения региона и создавая возможности для полномасштабного участия жителей Арктики в ее политическом, экономическом и социальном развитии.

Малозаселенность территорий и огромные расстояния от региональных центров заставляют прибегать к новой форме доступа к образованию, в частности дистанционной. Такая форма обучения позволяет подготовить специалистов разного уровня: бакалавров, магистрантов и специалистов. «Теперь даже в отдаленных селениях есть школы, в отдаленной и сельской местности возможно „обучение на дому”, а прогресс коммуникаций позволяет учиться через Интернет»2. Дистанционная форма обучения выступает в качестве дополнительного профессионального образования, когда студент вуза имеет возможность выбрать интересующие его направления науки в дополнение к основной специальности. Для реализации дистанционного образования требуются определенные условия. Так, «важным условием развития дополнительного образования на основе дистанционных образовательных технологий является формирование единой образовательной информационной среды на основе интеграции образовательных учреждений на административном, учебно-методическом, технологическом уровне, что создает условия для распространения образовательных ресурсов и инновационных методик, реализации совместных образовательных программ, создания единой системы доступа к образовательным ресурсам и программам региона»3.

С конца 2008 года автором был организован сбор данных по всем университетам и институтам, территориально находящимся в регионах Арктики и Севера. Была создана база данных университетов, колледжей, институтов, входящих в состав единой электронной образовательной среды. Основной целью этой работы является мониторинг состояния североведческой науки в целом и доказательство существования единой образовательной среды в циркумполярном регионе. По каждой организации приведены такие параметры, как год основания, количество студентов, количество международных студентов, интернет-ссылки на сайты университетов, а также подробное описание специализаций. Результатом данной работы должна стать подготовка и издание брошюры, которая будет полезна студентам, планирующим обучаться в том или ином университете, аспирантам и преподавателям для поиска потенциальных партнеров в области научно-исследовательской деятельности.

Например, в Северной Америке существуют учебные программы конкретно ориентированные на Аляску и канадский Север: такие предметные области, как биология, климатология, метеорология, мерзлотоведение, океанография, морские науки, менеджмент природных ресурсов, антропология северных народов и многие другие. Такой междисциплинарный подход к получению высшего образования дает потенциал для более устойчивого развития северных сообществ в экономической, социальной и научной сферах.

Что же касается системы управления, то большинство высших учебных учреждений финансируется за счет регионального бюджета штата (провинции, территории). В Северной Америке с обширными отдаленными регионами широко применяются новые технологии – дистанционное образование. Студенты получают базовые знания в местных (local) колледжах, затем могут продолжить обучение уже в центральном университете (главном кампусе).

В Норвегии развита система сетевого взаимодействия. Существуют так называемые университетские колледжи (например, Finnmark University college, Harstad University college, Narvik University College). Здесь можно получить степень бакалавра по международному туризму, бизнес-администрированию, педагогике, социальным наукам, медицине и другим.

В России единой образовательной средой объединены северные регионы: Мурманская и Архангельская области, Карелия, республики Коми и Саха (Якутия). На базе Северо-Восточного федерального университета ведется подготовка конкурентоспособных специалистов, выполнение исследований и инновационно-технических разработок для становления экономически устойчивого, социально развитого приполярного региона4. Важно, чтобы представители коренных и некоренных народов Арктики и Севера имели расширенные знания о регионе, в котором проживают, о его климате, культуре и традициях циркумполярных цивилизаций.

Для достижения этих целей Северо-Восточный федеральный университет с 2011 года реализует различные международные образовательные программы, такие как совместная образовательная программа «Бакалавриат северных исследований Арктического университета Норвегии». Она дает возможность получить дополнительный диплом о высшем образовании по таким направлениям, как менеджмент северных территорий, инновации в Арктике, североамериканские исследования, политика циркумполярных стран, защита и охрана окружающей среды Арктики и другим.

Данная программа построена с учетом модульного принципа и балльно-рейтинговой системы. Она состоит из пяти основных курсов онлайн и трех – повышенного уровня, все модули ведутся на английском языке, срок обучения – от двух до трех с половиной лет. По окончании программы выдается диплом международного образца Арктического университета Норвегии.

Кроме того, университет имеет и другие международные программы для студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников. Среди них можно выделить программу академической мобильности «Север – Северу», «High North» («Высокоширотный Север»), обменную программу DAAD (обменная программа с немецкими вузами).

В настоящее время Северо-Восточный федеральный университет сотрудничает с университетами Польши, Чехии, Великобритании, Германии, Австрии, Франции, Бельгии, США, Канады, Республики Корея, Японии, Китая. Программы академической мобильности позволяют и студентам и преподавателям учиться, делиться опытом с партнерами-вузами различных стран циркумполярного мира. К примеру, программа «Север – Северу» обеспечивает широкий круг возможностей для обучения в различных северных регионах. В ней делается упор на изучение северного климата, географии, населения, коренных народов, экономики, культуры и других аспектов.

Таким образом, единая электронная образовательная среда, сложившаяся в регионах циркумполярного мира, позволяет максимально сблизить и упростить международное сотрудничество в области науки и образования, что, несомненно, является приоритетом для дальнейшего устойчивого развития регионов Арктики и Севера. Кроме того, подготовка специалистов из числа коренных малочисленных народов Севера является социальным императивом государственной власти. Высшие учебные заведения приполярного региона должны готовить в первую очередь будущие кадры для работы в условиях Арктики и Севера.

В связи с вышесказанным опыт Университета Арктики заслуживает изучения и практического использования. Для дальнейшего инновационного развития регионов Арктики и Севера РФ необходимо, во-первых, дать оценку состоянию системы высшего образования в этих регионах для разработки рекомендаций по совершенствованию механизма управления подготовкой специалистов на перспективу. Во-вторых, продолжить процесс интернационализации в системе высшего образования, при котором учебное заведение сможет стать частью мирового образовательного пространства. Например, Северо-Восточный федеральный университет является членом Университета Арктики, международной сети университетов, колледжей, научных центров стран Арктического Совета5. Такое международное сотрудничество дает возможность готовить специалистов для работы в циркумполярном регионе. По международной обменной программе студенты и преподаватели выезжают в северные зарубежные страны, а благодаря новым технологиям в сфере телекоммуникаций можно общаться в реальном времени, делиться своими идеями со студентами и преподавателями, находящимися в другой стране.

Для формирования эффективного образовательного пространства в России, в особенности на территориях Арктики и Севера, необходимо учитывать региональные особенности: дислокацию, доступность, инфраструктуру, междисциплинарный подход к изучению дисциплин, международный опыт создания и функционирования образовательных систем. И без единой электронной образовательной среды здесь не обойтись, она «географически сближает» и «стирает» границы циркумполярного мира. В наши дни дистанционное образование стало доступной альтернативой ситуации, когда нужно было переезжать из родного села или города, оставлять семью, искать жилье на время обучения, а это 4–5 лет и более. Теперь же можно из любой точки мира, находясь у себя дома либо в ближайшем от родного дома вузе, колледже, учебном центре, получить высшее образование.

Литература:

1. Николаев М.Е. Арктика: политика, экономика, дипломатия. М.: Книжный Дом, 2007. С. 40.
2. Доклад о развитии человека в Арктике / ред. А.В. Головнев. Екатеринбург; Салехард, 2007. С. 169–170. С. 170.
3. Можаева Г.В. Дистанционные технологии в дополнительном профессиональном образовании // Открытое и дистанционное образование. 2007. № 3 (27). С. 5–10.
4. Официальный сайт Северо-восточного федерального университета. [Электронный ресурс]. URL: http://s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/ums/ (дата обращения: 17.04.2014).
5. Там же.
Яндекс.Метрика