Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит 6 раз в год (январь, март, май, август, октябрь, декабрь).
Выпуск: №7 (48) август 2014  Рубрика: Социологические науки

Проблемы методологии социологических исследований в социальной работе

И.С. Романычев, канд. социол. наук, доцент,
кафедра теории и технологии социальной работы,
Институт повышения квалификации Департамента социальной защиты населения города Москвы,
г. Москва, Россия
В статье поднимается актуальная проблема развития и совершенствования исследовательской деятельности в социальной сфере. Развитие практической социальной работы в российском обществе немыслимо без аналогичного развития методологии и методики исследований, поскольку социальные перемены заставляют исследователей обновлять подходы к организации научного знания в области решения социальных проблем. В статье рассматриваются основные проблемы методологии социологических исследований в социальной работе – определения объекта исследования, смешения исследовательской и социальной проблем, применения субъектно-субъектного подхода, операционализации понятий. Автором предлагаются варианты решения данных методологических проблем, направленные помимо всего прочего на развитие общей культуры исследовательской деятельности в социальной работе. Несмотря на то, что в ряде случаев методологические проблемы представляются традиционно нерешаемыми, автор настаивает на максимальном приближении теории к практике, а если точнее – на постоянном взаимообогащении теории и практики, что должно привести к равномерному развитию социальной работы как деятельности и как научного направления. Построение и развитие понятийного аппарата, четкое определение социальных проблем, смена подходов в анализе взаимодействия социального работника и клиента – решение данных вопросов есть залог поступательного развития всей социальной сферы на теоретическом, нормативно-правовом и практическом уровнях.
Ключевые слова: объект исследования, социальная проблема, исследовательская проблема, субъектно-субъектный подход, понятие, понятийный аппарат, социальный работник, клиент, социальная работа, социальная сфера, социальная служба

Около полумиллиона граждан России в той или иной степени занимаются социальной работой, трудясь в учреждениях сферы социальной защиты населения и ежедневно оказывая материальную, психологическую, бытовую и другие формы помощи представителям социально уязвимых слоев населения – инвалидам, детям-сиротам, одиноким пожилым людям, бездомным и др. Как профессиональная деятельность социальная работа появилась в нашей стране сравнительно недавно – в 1991 году, но уже успела завоевать общественное признание и доказать свою необходимость. Примерно в тот же период дается старт многочисленным исследованиям в области социальной защиты населения, причем как социологического, так и экономического, психологического, культурологического и иных направлений.

Социальная работа представляет собой профессиональную деятельность, направленную на оказание помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Сфера социальной работы зарекомендовала себя как интересная и глубокая система явлений, изучая которые, исследователь постоянно обновляет свой взгляд на социальную проблематику современного общества. Однако методология социологических исследований в социальной работе до сих пор ставит перед научным миром много вопросов, ряд из которых поднимается в данной статье.

Сегодняшняя отечественная социология прибегает к исследованиям социальной работы с помощью традиционных и выверенных методик – опросов, наблюдений, анализа документов. Применение этих методов часто не представляет методической сложности, основные трудности возникают на самых ранних этапах подготовки исследований, когда происходит выбор в пользу тех или иных механизмов построения научного знания. Характер данной проблематики зависит в первую очередь от того, что собственно мы хотим выявить с помощью социологического исследования. Это могут быть ценностные ориентации клиентов социальных служб, уровень удовлетворенности предоставляемыми социальными услугами, стратегии преодоления трудной жизненной ситуации, уровень завышения клиентами собственных потребностей, профессиональные стратегии самих работников социальных служб и многое другое1. Первой и важнейшей проблемой методологии социологического исследования в социальной работе является вопрос о том, в каких пропорциях в исследовании должны быть представлены данные, поступившие от работников и от клиентов. На первый взгляд, это вопрос методики, а никак не методологии, однако конечная цель здесь – определение объекта и проблемы исследования.

По сей день многие исследования имеют серьезный недостаток: уделяя внимание мнениям и действиям одной стороны социальной работы – допустим, клиентам, практически игнорируют поведение и мысли другой равноценной стороны – сотрудников социальных служб. А ведь социальная работа, как любой процесс предоставления услуг, – обоюдоактивный процесс, где пересекаются чувства, эмоции, знания, мысли, ценности, цели нескольких субъектов. Сторона, принимающая помощь (клиент), и сторона, предоставляющая помощь (работник), немыслимы друг без друга, они взаимообусловлены, в том числе и в ракурсе научного восприятия проблем социальной работы. В таких процессах, как социальное обслуживание пожилого человека на дому, медико-социальная реабилитация инвалида, социальная адаптация выпускника детского дома, всегда присутствует взаимодействие2. В связи с вышесказанным автор предлагает использовать в качестве объекта исследования не столько конкретных лиц (поскольку тогда мы будем вынуждены отчитываться о двойственном объекте), а конкретное социальное явление, допустим, бедность, сиротство, бездомность (и не говорить, что это проблема исследования – она должна быть исследовательской по сути). Но при этом надлежит определить две выборочных совокупности – клиентов и сотрудников социальных служб. Использовать ли их в равных пропорциях – вопрос технический. Для исследования важно, чтобы оно стало информативным и глубоким по своим результатам.

В этой связи следующей важной проблемой методологии становится использование субъектно-субъектного подхода в социальной работе. Данная проблема имеет прямую связь с вышеописанной, при этом является не только исследовательской, но и в известной степени проблемой мировоззренческого характера. Традиционно в исследованиях социальной работы практикуется субъектно-объектный подход, подразумевающий высокую степень доминирования социального работника в определении форм и методов оказания помощи клиенту (социальный работник – субъект социальной работы, клиент – ее объект). Однако практика показывает, что уровень самостоятельности и самоопределения клиента является одним из важнейших факторов успешности социальной работы, особенно в тех видах, которые направлены на самореализацию клиента, рост его адаптивного потенциала, уровня самообеспечения и т. п. Так, в процессе социальной реабилитации инвалид сам выбирает для себя форму реализации творческого потенциала, а работник в этом случае принимает стратегию личностного роста инвалида и становится его помощником в деле самореализации. Социальная адаптация бездомных в условиях центра социальной адаптации также протекает в условиях поиска самим клиентом каналов применения собственных сил и возможностей – в творчестве, в овладении профессией, иногда просто в добровольном физическом труде. Таким образом, клиент становится полноправным субъектом социальной работы, в равной степени определяющим как стратегию собственной адаптации и саморазвития, так и принимающим участие в реализации тактики социальной работы3. В отношении практических исследований стоит сказать, что использование субъектно-субъектного подхода заставляет исследователя усложнять как методологию, так и методику приращения научного знания, но на выходе это приводит к более значимому и в теоретическом и в практическом смысле результату. Формируется взгляд на клиента не как на пассивного получателя социальных услуг, но как на потребителя с высоким уровнем обратной связи.

К числу важных методологических проблем исследовательской деятельности в социальной работе можно также отнести известную размытость между исследовательской проблемой и проблемой социальной. Проявление данного противоречия в особенности касается исследований начинающих ученых, которые часто преподносят социальную проблему как проблему исследования. Идет ли речь о низком уровне жизни, высокой инвалидизации населения, ускоренных темпах демографического старения населения, зашкаливающих показателях социального сиротства – всё это представляет собой именно социальную проблематику современного общества, на решение которой направлены действия социальных работников. Исследовательская же проблема представляет собой противоречие между знанием и незнанием. Решение исследовательской проблемы – это познание чего-то нового, но никак не решение проблемы социальной. В этой связи иногда уместно социальную проблему идентифицировать именно как объект исследования (а не граждан – носителей проблемы, о чем говорилось выше), а к исследовательской проблеме подойти максимально скрупулезно и постараться увидеть, что мы на сегодняшний день знаем о существующей ситуации и каких знаний нам не хватает. Изучение социальных противоречий немыслимо без четко определяемых противоречий исследовательских.

Стоит упомянуть о такой методологической проблеме, как размытость понятийного аппарата, свойственная общественным наукам. Такая сфера, как социальная работа, вряд ли может предложить какой-то инновационный выход из этой проблемы. Операционализация таких понятий, как «трудная жизненная ситуация», «социально опасное положение», «социальная адаптация» и многих других, находит как точки соприкосновения в различных научных школах, так и расхождения. Однако стоит сказать, что за последние четверть века развития отечественных научных школ социальной работы (школы Е.И. Холостовой, В.И. Жукова, М.В. Фирсова) исследователи серьезно продвинулись в этом вопросе. Огромную роль сыграло сотрудничество ученых и законодателей. Вследствие этого взаимодействия возник эффект, при котором научный анализ понятийного аппарата, проводимый при подготовке нормативных актов, позволил максимально снизить вероятность подмены и разночтений понятий, используемых в федеральных и региональных законах. Отсюда и сами ученые стали больше использовать законодательные термины и в случае возникновения понятийных споров отсылать оппонентов к законодательству. Поэтому решение данной методологической проблемы лежит в продолжении активного привлечения деятелей науки к законотворческой работе и, как следствие, в предоставлении преимущества законодательной терминологии.

Рассмотренные проблемы методологии исследовательской деятельности в социальной работе не исчерпывают весь список традиционных и потенциальных проблем. Однако более чем два десятилетия развития научных исследований социальной работы заставляют ученое сообщество двигаться вперед в разработке механизмов упреждения возникновения проблем в организации научного знания. Значимые для исследователя вопросы построения методологических конструкций при своем решении значительно упрощают и методику исследовательской работы. К этому стоит добавить, что, будучи сравнительно молодой сферой, отечественная социальная работа нуждается в расширении круга исследовательских проблем, решение которых есть залог повышения эффективности решения проблем социальных. При качественном взаимообогащении теории и практики социальной работы происходит рост общего культурного уровня данной деятельности, что крайне важно для успехов государственной социальной политики.

Литература:

1. Теория социальной работы: учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой, М. В. Вдовиной. М.: Изд-во Юрайт, 2011. С. 144.
2. Топчий Л.В. Социальное обслуживание населения: ценности, теория, практика: Учебное пособие. М.: Изд. РГСУ, 2011. С. 56.
3. Малофеев И.В. Развитие социальных услуг в современном обществе: теория вопроса. Монография. М.: ИПК ДСЗН, 2013. С. 121.