Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №7 (48) август 2014  Рубрика: Экономические науки

Экспертное сообщество – важный фактор инновационного развития региона

А.М. Петров, канд. экон. наук, доцент,
кафедра национальной экономики и государственного и муниципального управления,
Саратовский социально-экономический институт (филиал)
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
г. Саратов, Россия
В статье раскрывается роль и рассматриваются основные задачи экспертного сообщества в части обеспечения инновационного развития регионов России. Обоснована актуальность и необходимость экспертного сопровождения значимых для субъектов РФ решений и мероприятий государственного регулирования инновационной деятельности, принимаемых органами власти в целях оценки результативности научно-технических, опытно-конструкторских и иных научных работ и инновационных разработок, оценки соответствия объектов экспертизы тенденциям и приоритетам социально-экономического развития региона и задачам региональной инновационной политики, а также современному уровню научных, технологических и технических знаний. В работе определяется, что высококвалифицированные эксперты, обладающие уникальными знаниями, практическим исследовательским и предпринимательским опытом, стратегическим мышлением и интуицией, должны осуществлять не только комплексную оценку актуальности и новизны проектов для данной отрасли знаний и сферы жизнедеятельности, но и выработку предложений, направленных на обеспечение государственной поддержки развития приоритетных научных исследований и разработок новых видов технологий и продукции для внедрения в производство. В публикации дается общая характеристика состояния и деятельности экспертного сообщества на региональном уровне, а также приводятся основные направления развития регионального экспертного сообщества. По мнению автора статьи, создание и организация работы экспертного сообщества по ключевым вопросам развития региона становятся актуальными, особенно в силу того, что оно позволяет составлять из своих представителей различные экспертные группы (в зависимости от поставленных целей), осуществлять подготовку экспертных заключений и отбор перспективных инвестиционных и инновационных идей (проектов), давать аргументированные заключения по нормативным, программно-целевым и иным документам, относящимся к их компетенции.
Ключевые слова: экспертное сообщество, эксперт, экспертное заключение, инновационная инфраструктура, инновационное развитие, инновационный проект, развитие региона

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р), Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (принята Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316), а также ряд других действующих в настоящее время на федеральном уровне программно-целевых и нормативно-правовых документов регламентируют курс и определяют общую структуру механизма обеспечения перехода России на инновационный путь развития национальной экономики, который является одним из главных условий обеспечения в долгосрочной перспективе конкурентоспособности российской продукции на международных рынках (в том числе посредством активного применения в отраслях и сферах экономики новых знаний и использования передовых технологий).

Значимость инноваций для достижения экономического роста и устойчивого развития страны обосновывается многими отечественными и зарубежными учеными. Основная мысль – образующийся механизм взаимодействия инновационных факторов и экономики страны обеспечивает несоизмеримый эффект от внедрения инноваций в виде прироста валового внутреннего продукта страны в сравнении с затратами в инновационной сфере. Если рассмотреть отдельные виды инноваций, то можно сделать вывод о различном их влиянии на развитие страны: технологические инновации обеспечивают экономическую эффективность экономики страны (чаще всего применяются в целях вывода экономики из кризиса), экологические инновации неотделимы от рационального природопользования, которое подразумевается при модернизации экономики, а социальные инновации способствуют устранению проблем формирования гражданского общества1.

В силу ряда особенностей развития российской экономики и наличия у страны (в территориально-географическом аспекте) дифференцированного научно-инновационного потенциала значимая роль в достижении государством инновационного прорыва, по мнению автора, должна быть отведена региональному уровню, то есть субъектам Российской Федерации.

Сегодня на уровне многих регионов России проводятся меры по повышению эффективности действующих и формированию новых инструментов и средств поддержания инновационного развития экономики в части содействия проведению инновационной деятельности предпринимательских структур; наращивания числа высокотехнологичных разработок и производства принципиально новых видов наукоемкой продукции, а также освоения новых изобретений и технологий; привлечения финансовых ресурсов, в том числе венчурных инвестиций, к реализации экономически эффективных региональных инновационных проектов; проведения образовательной, патентной, рекламной и иной консалтинговой работы по направлениям инновационного развития региона; выстраивания конструктивной и взаимовыгодной цепочки «наука – власть – бизнес».

Стимулирование органами государственной власти кооперации бизнеса и науки преследует цель обновления производственных мощностей и наращивания объемов выпуска конкурентоспособной высокотехнологичной продукции и оказания услуг на основе достижений сектора научных исследований. В свою очередь, расширение контактов между организациями науки и предприятиями реального сектора экономики требует создания системы экспертизы (в том числе независимой) результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности для выявления идей и проектов, которые могут представлять интерес для рынка, оценки их коммерческого потенциала.

Необходимо также указать на то, что одним из главных средств реализации вышеотмеченных направлений инновационного развития экономики субъектов РФ является формирование современной региональной инновационной инфраструктуры (комплексной и интегрированной системы), способной эффективно поддерживать инновационный процесс на протяжении всей цепочки – от генерации идей до выведения новых конкурентоспособных продуктов на отечественные и зарубежные рынки. При этом важным фактором обеспечения эффективного функционирования на территории региона инновационной инфраструктуры является включение в ее структуру института экспертизы проектов и развитие экспертного сообщества в целом.

В таком случае, по мнению автора, экспертное сообщество должно:

– содействовать выявлению проблемных зон в социально-экономическом развитии региона и осуществлять выработку рекомендаций по формированию перечня инновационных проектов, способных оказать существенное влияние на процесс модернизации территориального хозяйственного комплекса и на поддержание устойчивого экономического развития региона;

– обеспечивать проведение анализа и оценки уровня практической реализации идей и проектов, предоставление всех необходимых заключений и рекомендаций, обеспечение помощи и поддержки во время реализации проектов.

Таким образом, можно заключить, что необходимость привлечения квалифицированных экспертов и проведения ими независимых оценок результатов научных исследований и инновационной деятельности определяется процессом проведения в стране модернизации всех сфер жизнедеятельности и обеспечения сбалансированного комплексного развития экономики.

Следует отметить, что в настоящее время в различных субъектах РФ идет процесс формирования и развития экспертного сообщества по оценке научно-технической новизны и возможности коммерциализации инновационных проектов, в том числе требующих государственной поддержки, а также оценки инвестиционных проектов по конкретным предметным областям. Так, при региональных органах государственной власти создаются экспертные советы для выявления в регионах перспективных инновационных проектов, инновационных компаний. Как правило, члены этих экспертных советов – специалисты высокой квалификации в различных областях науки и техники, которые пользуются заслуженным авторитетом в научном сообществе. Эти, уже созданные структуры, могут привлекать сторонних экспертов из высших учебных заведений, научных организаций, бизнеса, органов государственной власти к оценке и участию в реализации проектов, тем самым развивая не только инновационную инфраструктуру, но и экономику самого региона, включая в нее высокотехнологичное, инновационное производство, создавая новые рабочие места2. Кроме того, в субъектах РФ создаются различные экспертные дискуссионные площадки, в том числе рассматривающие вопросы в сфере развития науки и инноваций на территории региона (к примеру, такой площадкой в регионах страны для формирования мотивированного экспертного заключения могут служить общественные палаты).

Возможность развития регионального экспертного сообщества определяется в настоящее время следующими факторами: развитием нормативно-правовой базы в данной сфере и созданием актуального реестра (информационной базы) региональных экспертов; привлечением для работы в группах специалистов с комплексным практическим исследовательским, управленческим и коммерческим опытом; мотивацией и материально-финансовым обеспечением работы экспертных групп; разработкой методологии и обучением технологиям экспертной оценки.

Экспертное сообщество России находится еще на стадии развития. Большинство экспертных советов создаются «заточенными» на какую-либо область науки или решение конкретной задачи. Примером может служить экспертный совет Российского фонда фундаментальных исследований Российского гуманитарного научного фонда. Кроме того, поиск экспертов для анализа инновационных проектов на региональном уровне иногда ограничивается рассылкой запросов в высшие учебные заведения и научные организации, которые расположены на территории данного субъекта РФ, с просьбой предложить кандидатуру в экспертную группу либо представить свое экспертное заключение. В стране создан и ведется Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Научно-исследовательский институт – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» (ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ) федеральный реестр экспертов в научно-технической сфере. На сегодняшний день РИНКЦЭ проводит актуализацию реестра, классифицируя экспертов по основным приоритетным областям исследований, которые соответствуют приоритетам, определенным для проблемно ориентированных задельных НИОКР в рамках проекта государственной программы РФ «Развитие науки и технологий на 2012–2020 гг.»3. В последнее время в стране предпринимаются также попытки создания экспертных сетей – профессиональные сообщества в различных сферах пытаются объединить, например, такие структуры и организации, как GlobalCIO, экспертный совет фонда «Сколково» и др. Один из примечательных стартапов последнего времени — новая сеть (EXPINET), которая пока объединяет специалистов IT-отрасли4.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, для развития регионального экспертного сообщества требуется в частности работа по выстраиванию коммуникационной экспертной площадки в целях отбора инновационных проектов, анализа их востребованности, а также создание постоянной экспертной площадки для обмена опытом экспертов и их рейтингования; создание банка данных высокотехнологичных разработок, которые проходят экспертизу, в том числе в части выяснения возможностей их коммерциализации; формирование экспертных структур, которые способны привлекать для работы профессионалов высокого уровня и независимых экспертов, обеспечивая качественный процесс формирования экспертных заключений. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности поддержки того или иного проекта и объеме его финансирования.

Итак, осуществление инновационного прорыва в России требует решения ряда задач, в том числе организации экспертного сообщества, которое будет оценивать результативность инновационной политики в целом и эффективность ее отдельных составляющих, определять и обосновывать выбор мероприятий по поддержке инновационной деятельности и системообразующих региональных инновационных проектов, оценивать научный и технический уровень проекта, возможность его выполнения, его эффективность (при экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду). Экспертиза становится своего рода уникальным и важным видом деятельности, как и оцениваемые проекты и идеи.

Таким образом, формирование экспертного сообщества, отбор и организация процесса работы экспертов как на федеральном, так и на регионом уровнях – одна из актуальных задач для России, решение которой лежит в области совместной деятельности органов власти, бизнеса и населения.

Литература:

1. Чумакова С.Е., Сиротина Н.А. Инновации – важнейший фактор устойчивого экономического роста // Дискуссия. 2013. № 4(34). С. 69–74.
2. Кашина А. Экспертное сообщество – важный фактор инновационного развития. [Электронный ресурс]. URL: http://texplat.ru/details/dialog/ ekspertnoe_soobshestvo_vazhnyj_faktor_innovatcionnogo1/?c_hash=dc09ce0ab2af57153a283cd82437e11a&c_id=2875 (дата обращения: 1.07.2014).
3. Экспертное сообщество Алтайского края. [Электронный ресурс] URL: http://www.altkibd.ru/ipassport/ES/ (дата обращения: 20.07.2014).
4. Грамматчиков А. Экспертная сеть // Эксперт. 16 сентября 2013. № 37(867). [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/expert/2013/37/ekspertnaya-set/(дата обращения 1.10.2013).
Яндекс.Метрика