Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит 6 раз в год (январь, март, май, август, октябрь, декабрь).
Выпуск: №7 (48) август 2014  Рубрика: Экономические науки

Методика оценки инновационной привлекательности предприятий АПК

К.А. Кондрашов, аспирант,
кафедра бухгалтерского учета,
Смоленская государственная сельскохозяйственная академия,
г. Смоленск, Россия
В статье рассмотрены подходы к определению сущности инновационной привлекательности, приведено определение исследуемого понятия, которое базируется на обобщении уже существующих в литературе; под термином инновационная привлекательность автором предлагается понимать совокупность технических, финансовых, организационных, интеграционных, кадровых характеристик предприятия, оцениваемых потенциальным инноватором (в лице внешнего инвестора или собственника) для принятия инвестиционного решения о вложении средств в финансирование конкретных инноваций. На основе обобщения показателей инновационной привлекательности, приводимых в литературе, разработан авторский методический подход к определению уровня инновационной привлекательности, который позволит выявлять степень готовности предприятия агропромышленного комплекса к внедрению инноваций в различные сферы его деятельности. Особенностью предложенного методического подхода является учет показателей общеэкономического и финансового характера, которые позволяют оценить способность предприятия развиваться в результате внедрения инноваций в перспективе. Рассмотрены качественные характеристики инновационной привлекательности предприятий, которые предлагается оценивать с использованием экспертного метода, дающие возможность учитывать мнение авторитетных специалистов в сфере инвестиционного и инновационного менеджмента. Предложена комплексная система формирования инновационной привлекательности предприятия, которая позволяет поэтапно реализовывать стратегию формирования инновационной привлекательности и достигать высокой степени отдачи от инвестиций в инновации.
Ключевые слова: инновации, инновационная привлекательность, инвестиции, проект, предприятие агропромышленного комплекса, показатель, управление инновационной привлекательностью, методический подход, стратегия

Для российской экономики развитие предприятий агропромышленного комплекса (АПК) является индикатором роста всей системы производства. Это связано с тем, что предприятия сельскохозяйственной отрасли крайне быстро реагируют на факторы внешней среды, например, на изменение цен на горюче-смазочные материалы, курсы валют, на колебания погодных условий, уровень жизни в стране, внешнеэкономическую обстановку и пр. Кроме того, нельзя не отметить наличие внутренних факторов, негативно влияющих на деятельность предприятий АПК, таких как изношенность и устарелость машин и оборудования, используемого на исследуемых предприятиях. Приведенные аргументы обусловливают необходимость активизации инновационной деятельности сельскохозяйственных предприятий, с тем чтобы привлечь инвестиционные ресурсы в обновление технологий, оборудования, техники.

Как правило, при исследовании способности предприятия внедрять в свою структуру инновации оценивается ряд параметров, которые и составляют его инновационную привлекательность. Проблема исследования сущности и оценивания инновационной привлекательности стала рассматриваться в литературе сравнительно недавно и зачастую тесно перекликается с понятием и оценкой инвестиционной привлекательности. Разграничение этих понятий является одной из базовых задач в рамках инновационного управления предприятиями АПК.

Инновационная привлекательность рассматривается в большинстве литературных источников в рамках инновационной политики предприятия. Опираясь на эти данные, по мнению автора, можно утверждать, что активная инновационная политика предприятий АПК (что подтверждается статистическими данными на рис. 1) может стать тем локомотивом, который позволит направить имеющиеся резервы и существующие технологические мощности на развитие всего сельскохозяйственного комплекса страны.

В последнее время всё больше ученых уделяют внимание определению понятий инновация, инновационная политика, инновационная привлекательность. Наибольшего внимания, по мнению автора, заслуживают работы И.Т. Балабанова, Ю.П. Доценко, О.В. Желтковой, С.Д. Ильенковой, И.Г. Минервина, Ю.П. Морозова, А.И. Николаева, Ю.В. Перевалова, А.И. Пригожина, Э.А. Уткина.

Рассматривать сущность и особенности инновационной привлекательности невозможно без понимания самой категории инновации. Обобщив взгляды приведенных исследователей, предлагаем понимать в данной работе под инновациями систему мероприятий, связанных с внедрением результатов научно-технического прогресса, которые заключаются в обновлении, совершенствовании или переориентации основных фондов, технологии или организации производственного процесса для улучшения качества продукции и повышения экономической эффективности деятельности предприятия.

Учитывая особенности функционирования предприятий АПК, которые существенно зависят от качества сельскохозяйственной техники и технологий обработки и производства агропродукции, особый интерес представляют технологические инновации, а именно – обновление основных средств и разработка прогрессивных технологий производства2.

В реализации этой формы инноваций заинтересованы не только собственники предприятия и инвесторы, но и само государство, поскольку привлечение новейших технологий положительно влияет на экологическое состояние территорий, прилегающих к предприятию АПК, на условия труда сельскохозяйственных рабочих, инвестиционную и инновационную привлекательность государства на международном рынке капиталов, на автоматизацию производства, использование научно-технического потенциала, заложенного в советские времена.

От того, способно ли предприятие внедрить инновации и получить от них отдачу, и зависит степень его инновационной привлекательности. Поэтому прежде всего, по нашему мнению, следует определиться с тем, что понимается под термином инновационная привлекательность: это совокупность технических, финансовых, организационных, интеграционных, кадровых характеристик предприятия, оцениваемых потенциальным инноватором (в лице внешнего инвестора или собственника) для принятия инвестиционного решения о вложении средств в финансирование конкретных инноваций (определение разработано автором). Целесообразно заметить, что ценность представляет лишь интегральный анализ этих характеристик, такая ситуация объясняется ограниченностью ресурсов инвестора, ведь при инвестировании в инновационные технологии зачастую нет ресурсов для формирования новой инфраструктуры с целью налаживания недостаточно развитых составляющих. Иначе говоря, сочетание не слишком успешных факторов является более эффективным, чем сочетание в значительной степени развитых и неудовлетворительных, поскольку параллельное развитие каждого элемента является менее затратным для инвестора, чем выравнивание общего уровня развития предприятия.

Среди критериев, по которым потенциальные инвесторы (в лице внешних заинтересованных лиц или собственно предприятия) могут выбирать объект для вложения средств в инновации, выделяются финансовое состояние и нематериальные активы, которые принадлежат предприятию (наличие собственной уникальной технологии производства, известной торговой марки, налаженных связей с контрагентами, высокое качество земли, уникальные семена или сорта сельхозкультур и пр.). Однако главным фактором, который влияет на принятие инвестиционного решения, является качество основных средств, уровень их соответствия современным потребностям и реалиям рынка, а также уровень риска.

Поскольку для оценки перспектив инвестирования средств в инновации необходимо анализировать разные сферы деятельности сельскохозяйственного предприятия, были рассмотрены работы таких авторитетных ученых как С.Е. Егорова, О.В. Рогозин, С.Н. Яшин, Т.М. Крюкова, в которых рассмотрены методические подходы к оценке инновационный привлекательности предприятий и предложен обобщенный перечень показателей, которые позволяют комплексно оценить готовность предприятия к внедрению инноваций. Обобщенный и дополненный автором статьи перечень показателей инновационной привлекательности предприятий АПК с распределением весомости показателей в группах приведен в табл. 1.

Автор считает, что потенциальный инвестор при принятии решения о вложении средств в инновации должен анализировать большое количество показателей, что существенно осложняет процесс принятия решения и не дает возможности получить комплексную оценку инновационной привлекательности. Решить эту проблему позволяет расчет интегрального показателя инновационной привлекательности.

Для определения интегрального значения показателя инвестиционной привлекательности рассчитываются следующие показатели3:

Весомость j-го показателя в i-й группе с учетом групповой весомости (Bij):

где Bij – значение весомости j-го показателя в i-й группе;

Гi – значение групповой весомости.

Доля вариационного размаха для j-го показателя в i-й группе на принятое количество единиц (hi) во множественном числе (Δij):

где Р ij – значение экстремальных показателей, которые задаются в зависимости от направления оптимизации, при t = 1 принимается минимальное значение, при t = 2 – максимальное. При t = 1 значение Rtij максимизируется, а при t = 2 – минимизируется.

Ранжированые значения j-го показателя в i-й группе (Rtij):

где Фij – фактическое значение показателя в соответствии с принятыми множествами j-х показателей в i-й группе.

Интегральное значение показателя инновационной привлекательности (I):

где m  - количество групп; n - количество показателей.

Чем ближе значение интегрального показателя к единице (изменяются значения І в интервале от 0 до 1), тем большей является инновационная привлекательность предприятия АПК4.

Однако стоит отметить, что особое внимание следует уделять финансовой устойчивости, имущественному состоянию и рисковости предприятия АПК. Положительные сдвиги в этих сферах в результате внедрения инноваций с высокой долей вероятности приведут к увеличению рентабельности предприятия АПК.

Помимо количественных характеристик при оценке инновационной привлекательности потенциальный инвестор уделяет внимание и качественным характеристикам. Оценку им, как правило, с помощью балльно-факторного метода дают эксперты – по результатам ознакомления с производственными мощностями, характеристиками земельных участков и сельско-хозяйственных животных, квалификацией персонала.

Конкретизация основных характеристик, влияющих на инновационную привлекательность предприятия агропромышленного комплекса, приведена в табл. 2 (разработана автором).

В таблице приведено также максимальные количества баллов, которое может присвоить эксперт, – чем более значимый фактор оценивается, тем большее количество баллов он может выставить.

Структура, представленная в табл. 2 (разработана автором на основе анализа литературы по исследуемой тематике), позволит полно и всесторонне рассмотреть сложившуюся на предприятии ситуацию и дополнит интегральную оценку инновационной привлекательности предприятия АПК, предложенную выше.

Принимая решение о вложении капитала в тот или иной инновационный объект в сфере АПК, инвестор рассматривает инновационную привлекательность комплексно. Ему необходимо учитывать обеспечение высокой привлекательности на всех этапах реализации проекта – от выбора конкретного объекта до технических характеристик инновационного проекта. Отсюда очевидно, что инновационная привлекательность имеет комплексный характер и формируется с учетом принципа синергии. Если предприятие АПК имеет большинство характеристик, оцененных экспертами выше среднего (табл. 2), то степень инновационной привлекательности выше, чем если по некоторым характеристикам оценки близки к максимальным, а по другим стремятся к минимуму.

Такое неравномерное распределение может свидетельствовать о скачкообразном развитии предприятия, неоптимальной организационной структуре, что снижает и инновационную привлекательность предприятия.

Учитывая изложенный подход к определению сущности инновационной привлекательности и уточненный перечень показателей, предлагается комплексная система формирования инновационной привлекательности предприятия (рис. 2).

Приведенная система позволит предприятию поэтапно реализовывать стратегию формирования инновационной привлекательности и достигать высокой степени отдачи от инвестиций в инновации.

Инновационная привлекательность является показателем, который позволяет потенциальному инвестору (которым может выступать и собственник предприятия) оценить степень готовности предприятия к внедрению инноваций и способность улучшить ситуацию на предприятии до такой степени, чтобы возместить затраты, связанные с реализацией инноваций.

Литература:

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 15.07.2014).
2. Рогозин О.В. Оценка инновационной привлекательности проекта с использованием нейро-нечеткого адаптивного программного комплекса // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2012. № 4. С. 26–38.
3. Яшин С.Н., Крюкова Т.М. Методика комплексной оценки эффективности инновационной деятельности промышленных предприятий на основе формирования системы экономических показателей // Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. 2010. № 1(80). С. 251–158.
4. Там же.
5. Егорова С.Е. Стратегический анализ инновационного потенциала предприятия // Проблемы экономики. 2013. № 11. С. 83–96.
6. Жуков М.Ю. Управление инновационной привлекательностью // Вестник Сибирского федерального университета. 2012. № 2. С. 18–22.