Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит 6 раз в год (январь, март, май, август, октябрь, декабрь).
Выпуск: №7 (48) август 2014  Рубрика: Экономические науки

Естественные монополии в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Н.И. Карсанова, аспирант,
кафедра экономики городского хозяйства и сферы обслуживания,
Московский университет им. С.Ю. Витте,
г. Москва, Россия
В статье представлены ключевые проблемы, связанные с ростом тарифов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). В сфере ЖКХ до сих пор бóльшая часть предприятий находятся в государственной собственности, поэтому данная отрасль является сферой деятельности естественных монополий. На сегодняшний день ЖКХ является достаточно убыточным предприятием, в связи с чем и происходит постоянный рост тарифов на услуги. В статье показано также, что тарифы на услуги ЖКХ растут быстрее по сравнению с инфляцией и реально располагаемым доходом населения. Тарифы не могут расти постоянно, так как это может со временем привести к ситуации, когда население просто не сможет нести слишком высокое обременение, что, в свою очередь, приведет к большой задолженности населения перед государством. Чтобы как-то этого избежать, начинается борьба с ростом тарифов ЖКХ на государственном уровне – с помощью издания нормативно-правовых актов и указов. В статье проведен обзорный анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность данной сферы с 1990 г. по сегодняшний день, а также анализ роста тарифов ЖКХ по отношению к росту инфляции и реального дохода населения.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, монополия, конкуренция в сфере ЖКХ, тарифы на жилищно-коммунальные услуги, качество жилищно-коммунальных услуг, законодательные акты в сфере ЖКХ

Одной из существенных проблем для любой экономики является наличие естественных монополий. Монополисты обладают преимущественным положением перед другими предпринимателями, что дает им возможность извлекать бoльший доход, чем другим. Естественные монополии и конкуренция в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) являются, пожалуй, самыми актуальными вопросами экономики России на сегодняшний день. Для решения проблемы монополизма в данной сфере в 1990-е годы правительством России была разработана реформа ЖКХ, с помощью которой планировалось поэтапно полностью перейти на рыночные отношения.

Жилищно-коммунальное хозяйство – динамически развивающая отрасль, основными системами которой являются жилищное строительство, жилищное хозяйство, то есть обеспечение содержания жилищного фонда в надлежащем состоянии, а также коммунальное хозяйство, то есть производство и обеспечение потребителя коммунальными услугами, такими как1 теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, ремонт домов, утилизация бытовых отходов, озеленение придомовой территории, освещение мест общественного пользования и т. п.

Из вышеперечисленных услуг можно выделить сущность, которая заключается в производстве и транспортировке до жилища ресурсов, необходимых для обеспечения комфортной жизнедеятельности человека.

ЖКХ в экономике страны занимает существенное место: 26% от общего объема основных фондов экономики России – это основные фонды ЖКХ2.

Большая часть предприятий, работающих в сфере ЖКХ, были созданы в организационно-правовой форме унитарных предприятий (УП). В сфере ЖКХ практически отсутствует частная собственность, 17,3% от общего числа предприятий работающих в этой сфере, – это иные организационно-правовые формы. До сих пор преобладающей формой собственности в ЖКХ остаются муниципальные унитарные предприятия (МУП), так как многие годы предоставление жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) осуществляют предприятия-монополисты, а также потому, что отрасль ЖКХ является убыточной.

Острая проблема, которая стоит перед отраслью ЖКХ на сегодняшний момент, – это рост задолженности населения за коммунальные услуги перед государством в связи с систематическим ростом тарифов. Большая часть населения страны не в состоянии оплачивать коммунальные услуги, так как сумма платежей зачастую превышает сумму доходов семьи.

Указом президента страны от 28.04.97 № 425 (на данный момент утратил силу) была принята концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ. Данный акт предусматривал повышение тарифов ЖКХ прямо пропорционально доходам населения. Такой вариант повышения тарифов должен был устранить разрыв между ценами в результате инфляции в других отраслях экономики. Изменения планировалось достигнуть за счет снижения самих затрат на содержание жилья и коммунальных услуг.

Результатом принятия данного указа является переход на стопроцентную оплату населением затрат на обслуживание и ремонт (капитальный ремонт включительно) жилья и коммунальных услуг для покрытия текущих издержек.

Первые итоги применения данных преобразований оказались, по нашему мнению, не совсем удачными, так как доходы населения растут меньшими темпами, чем тарифы на ЖКХ. Также правительство не учло различия в доходах по регионам РФ3.

Одним из важных событий, по мнению автора, в урегулировании проблемных вопросов в данной сфере является постановление Правительства РФ от 02.08.99 № 887 «О совершенствовании оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» (документ утратил силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 30.08.2004 № 444). Данный акт предполагал соединить изменение платы за ЖКХ с мерами по регулированию уровня доходов населения, по социальной защите малоимущих граждан, а также с реализацией мероприятий по снижению издержек ЖКУ. В этом документе расширялись права органов местного самоуправления, которые были вправе в течение переходного периода устанавливать максимальный размер доли собственных расходов граждан по оплате ЖКХ в совокупном доходе семьи.

C 2000 года россияне платят за ЖКУ в 13 раз больше по сравнению с 1991 г., когда плата за ЖКУ составляла лишь 4% в общем доходе семьи. Только в 2007–2008 гг. тарифы ЖКХ как-то стали регулироваться на уровне государства и мы можем наблюдать равномерное повышение тарифов по отношению к инфляции. За эти годы рост тарифов составил 15%, что практически соответствовало росту доходов населения4.

Чтобы как-то остановить рост тарифов ЖКХ, Фонд содействия реформированию ЖКХ предложил серьезные изменения в рамках федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010–2020 годы», которая на сегодняшний день утратила силу согласно распоряжению Правительства РФ от 21.08.2012 г. № 1491-р. Первоочередными задачами перед государством в данной отрасли стали:

1. Проведение капитального ремонта основной части фондов ЖКХ.

2. Привлечение в отрасль частного бизнеса.

3. Предоставление коммунальных услуг согласно нормативному качеству при сохранении доступности оплаты.

4. Сохранение льгот и субсидий по оплате ЖКУ для малообеспеченных и социально незащищенных слоев населения.

Одной из главных причин опережения роста тарифов ЖКХ по отношению к росту доходов населения является незаинтересованность монопольных предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, в повышении эффективности своей деятельности. Это связано прежде всего с затратами на ценообразование, которое построено на сумме установленных нормативных затрат и нормативной рентабельности, что влечет за собой включение в рост тарифов неэффективных затрат.

Начиная с 2010 г. стало очевидно, что постоянный рост тарифов для многих граждан становится непосильным бременем. Рост тарифов ЖКХ по отношению к инфляции и реально располагаемыми доходами населения представлен в таблице.

Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что повышение цен на услуги ЖКХ дает существенный прирост в динамике инфляции. Из таблицы также видно, что рост тарифов ЖКХ намного опережает рост реальных доходов населения.

В целях усиления контроля над ростом тарифов ЖКХ был принят Федеральный закон 27.07.2010 г. № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с этим ФЗ полномочия по установлению тарифов на ЖКУ передаются органам исполнительной власти РФ. Размер платы за предоставленные коммунальные услуги рассчитывается по показаниям приборов учета, а при отсутствии их – по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденным органами государственной власти. Предприятия – монополисты по предоставлению ЖКУ обязаны также раскрывать информацию об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности. Данные мероприятия предполагали обязать предприятия, предоставляющие услуги ЖКХ, оптимизировать свои финансовые затраты и урегулировать уровень прибыльности. Дополнительно этот закон подталкивал хозяйствующих субъектов к проведению ресурсосберегающих мероприятий, которые позволят не перекладывать оплату бесхозяйственного отношения к ресурсам на плечи населения, в связи с чем одной из эффективных мер по снижению стоимости предоставляемых ЖКУ услуг является установка приборов учета потребляемых ресурсов. Федеральный закон от 27.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (с изменениями и дополнениями вступил в силу с 10.01.2014 г.) обязывает собственников жилых домов и квартир установить приборы учета потребления ресурсов (как индивидуальные, так и коллективные).

Планируется, что с приборами учета граждане будут оплачивать фактическое потребление ЖКУ (по счетчикам), а не то количество, которое им насчитают предприятия-монополисты с учетом всех потерь.

Такой же эффективной мерой по снижению роста тарифов ЖКУ, по мнению автора, является привлечение частного капитала в отрасль ЖКХ, а именно заключение с инвесторами концессионных соглашений, в которых предусмотрены переход на долгосрочные тарифы и субсидирование ставок кредитования на модернизацию жилищно-коммунального комплекса (ЖКК). То есть частные инвесторы обязуются за свой счет модернизировать переданное им жилищное имущество, но право собственности при этом остается у государства. Также, согласно этому соглашению, вся прибыль, полученная от деятельности в сфере предоставления ЖКУ, принадлежит частным инвесторам, муниципалитет при этом получает только платежи за право пользования этим объектом.

Применение долгосрочных тарифов является мотивацией предприятий-монополистов сокращать затраты за счет уменьшения потерь ресурсов. Концессионные соглашения позволяют, с одной стороны, сохранять системы жизнеобеспечения в государственной и муниципальной собственности, а с другой стороны, защищают вложения инвесторов.

Так, например, согласно постановлению Правительства Москвы «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2014 год» от 26.11.2013 г. повышение тарифов на свет, тепло, горячую и холодную воду, водоотведение, содержание и текущий ремонт, а также социального найма ожидается только с 01 ноября 2014 года. Соответственно, этим актом запланирован самый низкий за последние 20 лет рост тарифов ЖКХ, который в 2014 году составит 7%.

Такие результаты были достигнуты благодаря государственной программе г. Москвы «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры г. Москвы на период 2012–2016 годы» от 27.09.2011 № 451-ПП. В 2013 г. на основании программы были обновлены городские коммуникации, системы электро-, водо-, газо- и теплоснабжения в Московском регионе. Также в рамках данной программе было сделано более 70% капиталовложений в сферу ЖКХ из внебюджетных источников.

Таким образом, из всего сказанного выше можно сделать вывод, что государство пытается остановить рост тарифов ЖКХ и это дает положительные результаты. Однако система тарифного регулирования ЖКХ на данный момент нуждается в доработке, чтобы в полной мере обеспечивать баланс интересов потребителей услуг и ресурсоснабжающих организаций. Создание благоприятной нормативной базы, регулирующей взаимоотношения потребителя и поставщика услуг позволит не только остановить беспрестанный рост тарифов, но и привлечет в эту сферу частный бизнес, что позволит сделать данную отрасль более жизнеспособной.

Литература:

1. Симионов Ю.Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство. Справочник. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. С. 286.
2. Актуальные исследования – положение в системе ЖКХ: статистические данные. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sockart.ru/analytics (дата обращения: 28.06.2014).
3. Рудометкина Е. Быть частным домовладельцем – себе дороже. Библиотека управдома. [Электронный ресурс]. URL: www.upravdom.ru. Дата обращения: 20.06.2014.
4. Наумов И. Тарифы ЖКХ выходят из-под контроля …. [Электронный ресурс]. URL: http://www.xn--f1aismi.xn--p1ai/gkh/gkh_tarif_2012.html (дата обращения: 28.06.2014).
5. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://wwww.gks.ru/(дата обращения: 27.06.2014).