Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит 6 раз в год (январь, март, май, август, октябрь, декабрь).
Выпуск: №7 (48) август 2014  Рубрика: Экономические науки

Интернационализация китайских банков в условиях членства КНР в ВТО

Н.А. Евдокимова, канд. экон. наук, доцент,
Ван Кай, аспирант,
кафедра банковского дела,
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
В статье исследуются актуальные вопросы интернационализации банков на рынке банковских услуг в условиях вступления Китая во всемирную торговую организацию (ВТО). Отмечено, что китайские банки рассматривают интернационализацию как основное стратегическое направление своей деятельности. Авторами выделены и исследованы факторы, влияющие на выход китайских банков на международный рынок. Проведен анализ сделок по слиянию и поглощению китайских банков за рубежом. Даны необходимые рекомендации для китайских банков в управлении рисками, возникающими в процессе интернационализации. Авторские выводы позволяют увидеть, что в дальнейшем процесс интернационализации китайского юаня расширит сферу деятельности китайских банков за рубежом и позволит им укрепить свою конкурентоспособность. Так как процесс интернационализации в стране всё еще находится в своей начальной стадии, авторы считают, что китайские банки обязательно столкнутся с проблемами стратегического позиционирования, создания сетей учреждений, при управлении рисками и подборе кадров. Сформулированные в статье авторские рекомендации позволят китайским банкам получить возможность поддерживать высокую эффективность кредитных организаций, что поможет в укреплении конкурентоспособности банковских услуг на международном рынке.
Ключевые слова: Китай, интернационализация, ВТО, банки, операции банков, сделки по слиянию и поглощению в Китае, интернационализация структуры китайских банков, конкурентоспособность китайских банков

В условиях вступления России в ВТО особую актуальность приобретает исследование зарубежного опыта одной из самых быстро развивающихся экономик мира – экономики Китая.

В настоящее время отсутствует единое определение интернационализации и глобализации. Ряд авторов отождествляют эти категории, что, по нашему мнению, не соответствует реальной действительности. Как нам представляется, первое понятие более объемное, поскольку оно отражает межнациональные отношения, начиная от самых первых проявлений международных связей, где глобализация представляется нам как высшая стадия развития интернационализации вширь. Другая категория, характеризующая состояние современного мирового хозяйства, – интеграция – выражает сращивание национальных рынков двух и более стран, отражает развитие процесса интернационализации вглубь.

Китайские банки рассматривают интернационализацию как основное стратегическое направление своей деятельности, поэтому она стала естественным процессом развития банковской отрасли в стране в 21-м веке. Тенденция интернационализации банков связана с процессами всеобщей глобализации, так как банки следуют за своими клиентами в поисках возможности получения прибыли и снижения рисков1. Процесс интернационализации стимулирует банки распространять свои операции за пределы своей страны, проводить операции в иностранной валюте и расширять свою клиентскую базу с локальной до международной. По мнению авторов, китайский опыт будет актуален для преодоления аналогичных проблем в национальной экономике России. Теперь, при учете постепенной экономической интеграции и попыток Китая реформировать существующие и открывать новые рынки, вступление в ВТО открыло для китайского банковского сектора двери в мировую экономику, которая постепенно ускоряет темпы своего развития и выходит на международный уровень. В целом, уровень проведения китайскими банками операций за рубежом всё так же отстает от уровня проведения таких операций крупными многонациональными банками.

По нашему мнению, существует несколько факторов, влияющих на выход китайских банков на международный рынок:

- Китай в 21-м веке стал активно позиционировать себя как торговую державу, вследствие чего появились предпосылки для развития интернационального бизнеса;

- растет свободная конвертируемость национальной валюты – по мере того, как происходит увеличение масштабов трансграничных расчетов в китайский юанях и создаются благоприятные условия для выхода китайских банков на международный уровень. Ускоренная интернационализация создает благоприятные условия для деятельности китайских банков за рубежом, помогает им расширить свою сферу деятельности и получить большее количество активов на зарубежных рынках;

- продолжающаяся интернационализация китайских предприятий и их выход на международные рынки вынуждает их изменять свои финансовые потоки и использовать зарубежные финансовые услуги;

- китайские банки диверсифицируют свои риски и открывают новые возможности для увеличения прибыли посредством выхода на зарубежный рынок. С укреплением экономики Китая процентные ставки либерализируются, а конкуренция становится жестче. В результате доход китайских банков от деятельности на территории Китая уменьшается, и банки будут искать дополнительную прибыль от деятельности за рубежом.

Долгое время при выходе на международный рынок главным клиентом банков КНР оставался Гонконг. В дополнение к тому, что у Банка Китая и Банка коммуникаций существовала многолетняя история сделок в Гонконге, Торгово-промышленный, Строительный и Сельскохозяйственный банки Китая открыли свои филиалы в Гонконге в 1995 году. С 2000 года Торгово-промышленный банк Китая и другие коммерческие банки поглощали местные банки Гонконга: в 2000 году было приобретено 240 миллионов акций Union Bank of Hong Kong по цене 7,52 гонконгских доллара за акцию, что составило 53,42 процента от всего количества акций; в 2006-м Строительный банк Китая приобрел все акции Bank of America (Азия); в 2009-м Торговый банк Китая скупил все акции Wing Lung of Bank в Гонконге; 30 марта 2012 года Китайский банк «Миньшэн» успешно открыл первый зарубежный филиал в Гонконге2; 27 февраля 2013 года официально открылись гонконгские отделения Китайского банка «Эвербрайт»3.

При вступлении КНР в ВТО структура капитала китайских банков также постепенно подвергается интернационализации. За последние 10 лет 16 банков успешно закрепили свое присутствие на международных рынках капитала и завершили процессы, необходимые для выхода на фондовую биржу. Из рисунка видно, что 10 из этих 16 банков, включая Банк Китая (Гонконг), успешно увеличили свои доходы в Гонконге на 433,90 миллиарда гонконгских долларов, что составляет 57,4 процента от полного объема государственного финансирования всех банков. С 2007-го и до середины декабря 2011-го китайские банки выпустили ценные бумаги на сумму 195,40 миллиарда долларов США, из которых 22,6 процента были выпущены на зарубежные рынки в шести разных валютах, включая валюты Гонконга, Сингапура, США и Австралии4.

С 2002-го по 2011-й китайские банки совершили 38 поглощений и слияний за рубежом, сумма сделок которых достигала 20,16 миллиарда долларов США. По своим объемам оценки стоимости слияния и поглощения достигли своего пика в период с 2006 по 2007 год, при этом в разгар финансового кризиса в 2008-м ситуация стабилизировалась5.

Анализ сделок по слиянию и поглощению китайских банков за рубежом показал, что 84% транзакций проводились в развивающихся странах; 53% этих сделок проводились в Юго-Восточной Азии, в странах, которые по своему культурному и географическому положению близки Китаю (см. таблицу).

Так как процесс интернационализации всё еще находится в своей начальной стадии, авторы считают, что в текущем – 2014 году китайские банки обязательно столкнутся с проблемами стратегического позиционирования, создания сети учреждений, на уровне обслуживания, при управлении рисками и подборе кадров.

В целом, следует отметить, что интернационализация банков Китая в условиях членства КНР в ВТО находится в ранней стадии.

Во-первых, в настоящее время количество зарубежных филиалов китайских банков всё еще невелико. Большая часть зарубежных филиалов расположена в Азии, прежде всего в Гонконге, Макао, Сингапуре, Японии и Южной Корее. Китайские филиалы банков успешно функционируют в Нью-Йорке, Лондоне, Франкфурте-на-Майне, а также в ряде стран с формирующимися рынками.

Во-вторых, в дополнение к этому бизнес не диверсифицирован, а структура и состав клиентов не оптимизированы. В настоящий момент большая часть зарубежных предприятий вовлечена в основном в оптовую торговлю, в то время как розничный бизнес не так широко распространен. Возможности в торговом посредничестве ограничены узостью сферы деятельности, малым доходом и тем, что клиентами обычно являются представители китайской диаспоры. Возможности по приобретению местных клиентов также ограниченны.

В-третьих, соотношение валовых доходов от зарубежных активов тоже все еще невелики.

В-четвертых, интернациональный бизнес вынуждает китайские банки активно рекрутировать зарубежных специалистов.

В дальнейшем процесс интернационализации китайского юаня расширит сферу деятельности китайских банков за рубежом и позволит им укрепить свою конкурентоспособность.

Мы уверены, что в текущем – 2014 году в процессе интернационализации китайских банков появятся как возможности, так и трудности.

В момент выхода на международный рынок в условиях членства Китая в ВТО банки, по мнению авторов, должны четко ставить задачи, верно определять проблемы и управлять возможными рисками, возникающими в процессе интернационализации. Для этого китайским банкам, по нашему мнению, стоит предпринять следующие меры:

– создать специальное подразделение по контролю зарубежного бизнеса, управляемое первоклассными специалистами;

– для расширения зарубежного бизнеса использовать тактику поглощения и слияния, позволяющую снизить затраты, диверсифицировать риски и эффективно локализировать операционную деятельность;

– для увеличения качества обслуживания иностранных клиентов за рубежом развивать оффшорный бизнес;

– для укрепления своих брендов ускорить усовершенствование предоставляемых услуг и предоставлять специальные услуги;

– предоставлять востребованные услуги по всему миру посредством создания IT-системы, использующей современные технологии;

– для снижения правовых рисков изучать законы и порядки, установленные на зарубежных рынках.

Вышеперечисленные рекомендации позволят китайским банкам получить возможность поддерживать высокую эффективность и укрепить конкурентоспособность банковских услуг на международном рынке.

Литература:

1. Сунь Бо инь. Rising Roads Of Banking Internationalization. Пекин: Издательство: Финансы Китая, 2012.
2. Официальный сайт Китайского банка Миньшэн [Электронный ресурс]. URL: http://www.cmbc.com.cn/ (дата обращения 02.06.2014).
3. Официальный сайт Китайского банка Эвербрайт [Электронный ресурс]. URL: www.cebbank.com.cn (дата обращения 03.05.2014).
4. Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbrc.gov.cn/ (дата обращения 04.05.2014).
5. Цзинцзи цанькаобао. [Электронный ресурс]. URL: http://finance.qq.com/a/20120918/002050.htm (дата обращения 02.06.2014).
6. Phoenix, 2014. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifengweekly.com/display.php?newsId=7633 (дата обращения 04.05.2014); Nian tuosi caijingyanjiu baogao Jiyu ezhong DT shijialo / Сборник российских финансовых исследований за 2011 год (на китайском языке). Пекин: Изд-во финансово-экономического университета, 2011.