Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №5 (46) май 2014  Рубрика: Педагогические науки"

Профессиональное образование как базовый процесс профессиональной социализации

Л. А. Саенко, доктор социол. наук, профессор,
кафедра социальных технологий,
Северо-Кавказский федеральный университет,
Т. Г. Затеева, ст. преподаватель,
кафедра математики и информатики,
Ставропольский государственный педагогический институт,
г. Ставрополь, Россия
,
Авторы схематично представляют процесс профессиональной социализации, включая следующие компоненты: профессиональное образование, профессиональное взаимодействие, профессиональный опыт, профессиональное мастерство. Акцент сделан на компоненте «профессиональное образование» как основе будущей профессиональной деятельности. Профессиональное образование рассматривается как сложный, многоаспектный процесс, завершающий первичную профессиональную социализацию студентов в вузе. Авторы представляют развитие профессиональной социализации на трех уровнях: первый – личностный, второй – групповой, третий – институциональный. Обозначены основные составляющие каждого уровня. Выделены приоритетные направления развития и совершенствования профессионального образования, такие как рационализация структуры подготовки «человеческого капитала» в системе высшего и среднего профессионального образования, повышение качества образования, повышение инвестиционной привлекательности науки, укрепление связи производства и высших/средних учебных заведений, развитие системы социального партнерства работодателей и образовательных учреждений. В статье обозначены условия, тормозящие процесс профессиональной социализации: слабая развитость инновационной системы и связи вузовской науки с профессиональной практикой. Авторы выделяют условия, способствующие успешной профессиональной социализации в вузе – это активная позиция студентов в обучении, готовность к профессиональной деятельности, квалифицированные педагогические кадры вуза, интеграция науки и практики, увеличение доли контролируемой самостоятельной работы в учебном процессе.
Ключевые слова: профессиональная социализация, профессиональное образование, уровни и компоненты профессиональной социализации, институты профессиональной социализации, профессиональные группы, профессиональная среда, студенты вуза, общественные институты, «человеческий капитал»

На современном этапе развития общества в условиях рыночной экономики проблемы профессиональной подготовки специалистов, профессионального становления личности приобретают особую актуальность в связи с тем, что возросли не только потребность в высокопрофессиональных специалистах, но и интерес к личности специалиста и его качественным характеристикам, влияющим на успешное включение в трудовые отношения и позитивную социальную мобильность. Впервые проблема профессиональной социализации была обозначена в конце XIX – начале XX веков. В дальнейшем была разработана теория профессиональной социализации (Т. Парсонс, П. Сорокин).

Весомый вклад в развитие теории профессиональной социализации внесли такие отечественные ученые, как С.Н. Иконников, А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев, М.Х. Титма, М.Р. Радовель, В.Ф. Сафин, Е.И. Головаха, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др. Авторы трактуют профессиональную социализацию как неотъемлемую часть жизненного самоопределения.

Профессиональная социализация – это сложный, многоуровневый и многоструктурный процесс, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов, задействующий различные механизмы социализации. В быстро меняющейся социально-экономической ситуации, когда потребности общества в высокопрофессиональных специалистах неуклонно растут, процесс профессиональной социализации нельзя считать конечным и сложно дать итоговую оценку уровню профессиональной социализации личности.

В настоящее время процесс профессиональной социализации представлен как полипараметральное, социетальное явление, объединяющее в себе социальные действия и коммуникации, протекающие в профессиональной среде. Современная наука выделяет три уровня профессиональной социализации: первый – личностный, второй – групповой, третий – институциональный.

Личностный уровень предполагает накопление собственного опыта, формирование собственного профессионального мастерства, предполагает «взросление» личности как профессионала.

Групповой уровень просматривается через профессиональную микросреду, в которую погружена личность, то есть тот профессиональный коллектив, с которым личность взаимодействует непосредственно.

Институциональный уровень обусловливает формирование профессиональных компетенций, профессиональной культуры и основ профессионального взаимодействия. Он предопределяет силу воздействия как на групповом, так и на личностном уровне.

Опираясь на базовые научные положения ученых – педагогов, социологов и собственный научный анализ, мы представляем процесс профессиональной социализации на институциональном уровне в виде поэтапно реализующихся, переходящих друг в друга микропроцессов, детерминантами которых являются институты социализации (рисунок).

Мы полагаем, что профессиональная среда представляет собой некую область, в которой большую часть профессиональной деятельности субъекта можно схематично представить в виде пирамиды. Основание этой пирамиды – первичные знания о профессии, образующие определенную основу, от которой пирамида стремится вверх. Следовательно, основание пирамиды – профессиональное образование, получаемое в образовательном учреждении. На этом уровне к процессу профессиональной социализации подключаются общественные институты, например:
– учреждения образования, которые способствуют приобщению студентов к профессиональному сообществу, готовят компетентных специалистов, участников процесса социально-экономического преобразования государства;
– учреждения науки, способствующие формированию научно-исследовательских навыков, интеграции науки и профессионального интереса;
– государство, выступающее в качестве заказчика в подготовке молодых специалистов, социально мобильных, конкурентоспособных кадров.

«Стремление» пирамиды вверх показывает поэтапный переход от профессионального образования к профессиональному взаимодействию, профессиональному опыту, к профессиональному мастерству. В такой взаимозависимости наглядно видно: чем больше площадь основания пирамиды, тем более устойчивой конструкцией она будет являться.

Следовательно, чем прочнее получаемое профессиональное образование, тем эффективнее вся дальнейшая профессиональная деятельность и успешнее карьера специалиста. Профессиональное образование только тогда успешно выполняет свою функцию, когда сумма знаний, которую преподаватель передает студенту в процессе обучения, становится интеллектуальной культурой, миропониманием как обучающих, так и обучающихся1. Таким образом, образовательное учреждение берет на себя ответственность за подготовку профессионально компетентных молодых специалистов, за их успешную профессиональную социализацию и готовность к профессиональной деятельности при таком сложном и очень важном социально значимом процессе.

Современному обществу нужны талантливые, профессионально активные люди, которые не только хорошо выполняют свою работу, но и вносят вклад в развитие государства и рост благосостояния. Обеспечить достижение заданной цели можно при эффективном процессе профессионального образования: организации, используемых формах, методах и т. п. В настоящее время профессиональные знания являются основным фактором построения профессионально-трудовых отношений и развития производства. Слабая развитость инновационной системы является большой проблемой для образовательных учреждений, так как без интеграции образования, науки и производства невозможно подготовить всесторонне развитого, конкурентоспособного специалиста, отвечающего запросам современного общества. Связь вузовской науки и профессиональной практики слаба из-за недостаточно развитой системы социального партнерства работодателей и образовательных учреждений, инновационные образовательные программы и разработки внедряются с большим трудом, качество подготовки специалистов с появлением большого числа коммерческих вузов значительно снизилось. Поскольку развитие человеческого капитала напрямую зависит от развития экономики производства, промышленности – социально-экономическое развитие общества протекает медленно и неуверенно.

Понятие «человеческий капитал» предполагает рассмотрение данной социально-экономической категории через призму профессионального опыта, знаний, умений каждого субъекта профессиональной деятельности. Таким образом, человеческий капитал становится основным фактором социально-экономического развития и прогресса, так как аккумулирует в себе все те знания, умения и навыки, которые необходимы для удовлетворения потребностей и самого человека и общества в целом. «Наличие качественной системы образования дает возможность населению не только воспроизводить, но и постоянно наращивать свой социокультурный капитал, что является важнейшим условием инновационного процесса»2.

На этапе профессионального образования следует обратить особое внимание на качество подготовки «человеческого капитала», которое определяется уровнем образовательного потенциала учреждений высшего и среднего профессионального образования. Потенциал учреждения профессионального образования определяется не только его материальной базой и технической оснащенностью, но и стратегическим планированием, инновационным мышлением руководителей и педагогов, способностью к социальному прогнозированию, высоким уровнем профессионального мастерства и духовного потенциала педагога. Роль педагогов в профессиональной социализации студентов значительна, так как прежде всего от них зависят степень комфортности для студентов среды обучения, уровень профессионализации.

Стремление некоторых высших и средних профессиональных учебных заведений представить у себя все возможные программы профессиональной подготовки, в ущерб своему основному профилю снижает эффективность как самого профессионального образования, так и дальнейшей профессиональной социализации студентов. Так, достаточно распространенная практика подготовки специалистов по направлениям, не соответствующим профилю вуза, осложняется отсутствием базы, соответствующей этим направлениям, что препятствует успешному вхождению студентов в профессиональное сообщество. Кроме того, снижаются возможности вуза для инновационного развития по своему основному, профильному направлению.

Переориентировка нового стандарта профессионального образования на увеличение доли самостоятельной и практической работы студентов должна способствовать повышению уровня профессионального образования. Самостоятельная работа и практическая работа являются неотъемлемой частью учебно-познавательной деятельности и способствуют получению более прочных и глубоких знаний, формированию умений и навыков, соответствующих выбранной профессии, профессиональному становлению и развитию будущих специалистов.

В связи с изложенным выше нами обозначены приоритетные направления развития и совершенствования профессионального образования:
– рационализация структуры подготовки «человеческого капитала» в системе высшего и среднего профессионального образования;
– повышение качества образования (подготовка конкурентоспособных, профессионально мобильных, профессионально зрелых молодых специалистов);
– повышение инвестиционной привлекательности науки;
– укрепление связи производства и высших/средних учебных заведений;
– развитие системы социального партнерства работодателей и образовательных учреждений.

Таким образом, профессиональное образование – это сложный, многоаспектный процесс, завершающий первичную профессиональную социализацию субъекта профессиональной деятельности и являющийся необходимым условием его профессионального развития и становления. Возросшие требования общества к уровню подготовки молодого специалиста в вузе показывают, что профессиональное образование является главным детерминантом всего процесса профессиональной социализации.

Литература:

1. Цвык В.А Профессионализация как социальный процесс // Вестник РУДН. Сер. «Социология». 2003. № 4–5. С. 258–269.
2. Арутюнов В., Стрекова Л., Цыганов С. Инновации и система корпоративного образования: вклад университета // Высшее образование в России. 2005. № 1. С. 29–39.
Яндекс.Метрика