Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №5 (46) май 2014  Рубрика: Педагогические науки"

Критериальные характеристики уровней проявления курсантами авиационного училища профессионально важных качеств

Е. А. Бутузова, ст. преподаватель,
кафедра естественно-научных дисциплин,
Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации,
г. Ульяновск, Россия
В настоящее время в России существенно расширяется объем авиационных грузовых и пассажирских перевозок. Отечественными авиакомпаниями активно поднимается вопрос о дефиците конкурентноспособного летного состава гражданской авиации. Обеспечение безопасности полетов связано с исключением влияния «человеческого фактора», что призывает педагога вуза гражданской авиации искать пути воспитательного воздействия на профессионализацию личности курсанта. В статье обосновывается актуальная необходимость воспитывающего воздействия на становление профессионально важных качеств курсанта вуза гражданской авиации. Текущее педагогическое влияние предусматривает постоянное, оперативное отслеживание уровня проявления курсантами этих качеств в учебно-профессиональной деятельности. Автор связывает уровень проявления курсантами ответственности, уверенности, внимательности с уровнем включенности в деятельность. В статье предлагаются и обосновываются три критерия, в русле которых обнаруживаются, проявляются на том или ином уровне рассматриваемые качества, подлежащие становлению при педагогическом содействии. В ракурсах каждого из трех критериев и четырех уровней представлено авторское видение оперативно наблюдаемых «сигнальных» характеристик проявления этих качеств в локальной образовательной среде.
Ключевые слова: гражданская авиация, курсант, профессионально важные качества, критерии, уровни, субъект, мера включенности в деятельность, сигнальные характеристики

Начало обучения студента в вузе по выбранной им специальности знаменует собою и начало непосредственного вхождения обучаемого в процесс своего профессионального становления, которое начинается с формирования представлений о профессиях, выбора профессии и продолжается в течение всей профессиональной биографии. Профессиональное становление представляет собой сложный, многоэтапный процесс, который охватывает большую часть жизни человека и включает в себя разнообразные структурные и содержательные компоненты. Одной из сторон этого процесса является становление, развитие профессионально важных качеств (ПВК). Так Э.Ф. Зеер в своих исследованиях, обращаясь к пониманию профессионального становления, связывает с ним и развитие профессионально важных качеств1. Ю.П. Поваренков сопрягает типы ПВК, востребованных на профессиональном пути субъекта, с формами его профессиональной активности2.

Особое значение приобретают ПВК для летного состава экипажа воздушного судна. По статистике ИКАО (ICAO – International Civil Aviation Organization – Международная организация гражданской авиации), «в среднем до 80–85% всех авиационных происшествий происходит по причине ошибок человека, а значит, … мероприятия по предотвращению авиационных происшествий должны быть ориентированы главным образом на человека»3. Анализируя ошибки человека в полете, D. Wiegmann, S. Shappell приводят примеры из процесса принятия решения пилотом, в ходе которого возможна неточная оценка ситуации вследствие недостаточного внимания и пропущенного barely perceptible сигнала. Другой ошибкой может оказаться неоправданный риск, take unnecessary risks4. Обе эти ошибки следует связать не только с летными навыками, но и в определенной мере с недостаточной внимательностью и ответственностью авиатора. А.В. Клюев с соавторами констатируют, что порядка 48% авиационных происшествий, объясняемых «человеческим фактором», непосредственно связаны с нарушением производственной и летной дисциплины, предписанной этапами или условиями полета5. Однако применяемые профилактические мероприятия, обращенные к действующему летному составу, как правило, носят лозунговый характер: «Неукоснительно соблюдать…», «Ужесточить контроль…». Эффективность подобных мероприятий близка к нулю. Предлагаемый вышеупомянутыми авторами психологический вариант профилактики предназначен для практикующих пилотов. Мы полагаем, что факт допущения ошибок авиатором при знании способов поведения в ситуации их возникновения свидетельствует в частности о том, что «слабое звено» в профессиональном поведении могло образоваться в силу отсутствия либо слабого функционирования необходимых профессионально важных качеств. И определенную профилактику таких ситуаций предпочтительнее отнести к началу обучения в летном вузе. Мы видим ее в педагогическом содействии становлению ряда профессионально важных качеств.

Качествами, подлежащими становлению как профессионально важные, нами были выбраны ответственность, уверенность, внимательность (ОУВ). Выбор их обусловлен тем, что эта тройка качеств является небольшой частью системы ПВК оператора воздушного судна и сама функционирует как система в режиме взаимосодействия при наличии системообразующего фактора и в учебно-профессиональной, и в будущей профессиональной деятельности курсантов. Системообразующим фактором в образовательном процессе может выступать учебная цель.

Согласно В.Я. Ясвину образовательную среду можно рассматривать как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении»6. По отношению к образовательной среде вуза образовательная среда учебной дисциплины выступает как локальная образовательная среда, примером которой является локальная математическая образовательная среда. В ней роль цели как системообразующего фактора функционирования ОУВ могут выполнять: выбор верного хода решения задачи, преодоление трудности, выполнение и защита плановых расчетно-графических работ и т. д.

Оперативная, сопровождающая тактика педагогического содействия зависит от проявляемого курсантами «здесь и сейчас» уровня развиваемых качеств. Поэтому возникает необходимость выявления этих уровней в учебно-профессиональной деятельности, уровней, актуальных на текущий момент содействия. Значимость текущего отслеживания функционирования качеств на примере ответственности мы находим в работе С.В. Шевцовой и Д.В. Конорева. Они считают необходимым включить в число основных этапов формирования ответственности у личности в вузе «аналитический» этап – «изучение и анализ особенностей поведения и деятельности личности, свидетельствующих о наличии ответственности», придавая этому этапу самостоятельную значимость, отделяя его от констатирующего этапа, на котором происходит определение исходного уровня сформированности ответственности7. Н.А. Воитлева предлагает оценивать уровень профессионально-творческого развития студентов по наблюдаемым проявлениям «творческости», особенным для каждого из предложенных ею критериев эмоциональности, воображения, способности импровизировать, оригинальности, интуиции, компетентности8. Мы полагаем также, что наблюдаемые «особенности», характеристики предметно-практической и мыслительной деятельности курсантов в математической образовательной среде могут быть источниками оперативной информации об уровнях функционирования выделенных нами ПВК. Вопрос в том, на чем базировать определение оперативного уровня, по каким признакам и как проявляются эти «особенности». То есть необходимо определить критерии, выявить и отразить в виде концентрированных формулировок уровневые сигнальные характеристики, описывающие актуальное на текущий момент содействия функционирование этих качеств в учебно-профессиональной деятельности курсанта.

Согласно современным отечественным воззрениям, опирающимся на исследования А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, личность развивается, формируется и проявляется в деятельности. При этом сознание через потребность порождает деятельность и сопровождает ее. Деятельность человека неразрывна с рефлексией, самооценкой – осмыслением себя в ней, своей роли по отношению к результату деятельности, осознанием того, как другие оценивают твою роль. «Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя. Деятельность носит осознанный характер; она включает в себя цель, средство, результат и сам процесс»9.

В силу фундаментальной роли деятельности в преобразовании человеком самого себя, в том числе и в существеннейшем профессиональном направлении, мы сочли необходимым построить шкалу уровней актуального проявления ПВК, основываясь на мере включенности курсанта в значимую для его профессионального становления деятельность. Такими мерами по нарастанию служат: отсутствие включенности в деятельность, деятельность на уровне отдельных действий, деятельность с элементами самостоятельности, самостоятельная «авторская» деятельность с проявлением лидерства. Соответственно, уровень проявления ОУВ курсантами мы будем определять тем, на каком из этих четырех уровней включенности в деятельность обнаруживается функционирование обсуждаемых профессионально важных качеств.

При привлечении возможности такого подхода к уровневой градации оперативных характеристик рассматриваемых ПВК мы опираемся на исследования И.Ю. Шустовой, которая, изучая «субъектность юношества как способность к осознанным действиям на основании собственных смыслов и ценностей», определяла уровни субъектности мерой вовлеченности и обширностью сферы деятельности: «субъект действия, субъект деятельности, субъект авторской деятельности, субъект жизненного пути»10.

В психологических и педагогических исследованиях, связанных с субъектными проявлениями, нередко апеллируют к субъектным качествам. В таких исследованиях среди этих субъектных качеств обнаруживаются и привлеченные нами качества – ответственность, уверенность, внимательность. Так, А.В. Григорьев среди субъектных указывает «ответственность» и «внимательность»11. Результаты эмпирических исследований Н.М. Казанской позволяют ей высказать мнение, что «у неуверенных в себе первокурсников наличествует тактика действий в отдельных жизненных ситуациях, но отсутствует единая стратегия жизненного пути», в то время как уверенные в себе первокурсники способны «конструировать его на сознательной, осмысленной основе»12. В русле наших исследовательских интересов эти факты говорят о том, что неуверенные респонденты проявляют себя не более чем субъектами действий, а уверенные проявляют себя в определенной мере как субъекты жизненного пути. То есть уверенность первокурсника характеризует его как субъекта и является субъектным качеством.

Следовательно, имеются основания для описания сигнальных характеристик функционирования ОУВ по уровням с позиции взгляда на курсанта как на субъекта значимой для профессионального становления деятельности. При этом сигнальные характеристики нулевого уровня функционирования ОУВ должны базироваться на том, что проявление этих качеств заблокировано отсутствием или слабостью проявления курсанта как субъекта деятельности, а характеристики низкого уровня функционирования ОУВ – на том, что проявление этих качеств наблюдается преимущественно в действии как составляющей деятельности; характеристики среднего уровня – на том, что функционирование этих качеств наблюдается при проявлении курсанта как субъекта деятельности; характеристики высшего уровня – наблюдаются при проявлении творческого подхода к учебно-профессиональной деятельности.

Определившись концептуально в способе оперативного выявления уровня проявления развиваемых ПВК, обратимся к выявлению критериев, признаков, в русле которых обнаруживаются, проявляются на том или ином уровне рассматриваемые качества, подлежащие становлению при педагогическом содействии.

Мы полагаем, что операциональный, когнитивный и рефлексивный критерии будут наиболее информативыми, показательными для выявления уровня функционирования ОУВ наших воспитуемых и обучаемых в локальной образовательной среде учебной дисциплины.

Операциональный критерий – характеризует проявление тройки качеств в учебно-профессиональной деятельности непосредственно через область их функционирования. С помощью этого критерия мы выявляем актуальный уровень ОУВ через предметно-практическую поведенческую сторону учебно-профессиональной деятельности курсантов, базируясь на том, что реально делает курсант: решает задачу сам или у доски, помогает решать другому, обсуждает возникшую проблему и т. п.

Поведение как система взаимосвязанных сознательных действий, осуществляемых субъектом для достижения определенной цели, предусматривает его взаимодействие со средой13. В нашем случае – с локальной образовательной средой учебной дисциплины. Эта среда наполнена предметным содержанием. В особенностях, характеристиках поведения курсанта в этой среде на тот или иной наблюдаемый момент проступают сильные или слабые проявления курсанта как субъекта ответственности, уверенности, внимательности. Этот критерий позволяет обнаружить, насколько широко и насколько устойчиво оперируют курсанты этими качествами в практике решения отдельных задач, проблем при стремлении к некоторой общей цели. Операциональный критерий был выбран нами потому, что переходы от бездействия и отсутствия проявления курсантом развиваемых качеств к проявлению их в отдельных действиях, к проявлению их в деятельности и далее – в авторской деятельности курсанта, свидетельствуют о расширении поля и, таким образом, о большей устойчивости ответственности, уверенности, внимательности в учебно-профессиональной деятельности. То есть о становлении через развитие этих качеств как профессионально важных.

Когнитивный критерий был привлечен нами потому, что определенное повышение успешности познавательной учебно-профессиональной деятельности курсантов плохо представимо без соответствующего повышения уровня проявления ими внимательности, ответственности, уверенности. Когнитивный критерий характеризует актуализацию проявления курсантами тройки качеств в духовной познавательной деятельности в ракурсе восприятия, воспроизведения учебного материала. В особенностях, «сигнальных характеристиках» проявления ОУВ отражается компетентностное состояние курсанта по отношению к предмету познания. Этот критерий через уровень проявления качеств отражает также познавательную активность курсантов. В русле когнитивного критерия текущий уровень проявления ОУВ свидетельствует и о мере познавательной успешности курсантов в математической образовательной среде. Отметим, что выросшая за период педагогического содействия познавательная успешность может рассматриваться как свидетельство устойчивости функционирования ОУВ, то есть становления их как профессионально важных качеств.

Рефлексивный критерий отражает наличие и содержательность рефлексии курсанта, направленной на самооценку и значимость собственного потенциала в действиях и деятельности, требующих проявления качеств из рассматриваемой их тройки. Рефлексивный критерий необходим для выяснения того, какое значение придает курсант каждому из этих качеств, насколько осознанно подходит он к ним в своей учебно-профессиональной деятельности, как оценивает их проявление у себя. Правомочность и необходимость этого критерия следует из соотношения деятельности и сознания как сопряженных и переплетающихся процессов. Поэтому деятельность, в ходе которой осознанно, с проекцией в будущую профессиональную деятельность формируются обсуждаемые здесь качества курсантов, должна сопровождаться их рефлексией по поводу значимости включенности этих качеств в собственные деятельностные процессы и рефлексией по поводу результативности этой включенности.

Предложенный выше уровневый подход к характеристикам функционирования ответственности, уверенности, внимательности в локальной образовательной среде, смысловое наполнение предложенных критериев, собственный педагогический опыт взаимодействия с курсантами в математической образовательной среде, наблюдения за их деятельностью в этой среде, обсуждения с ведущими преподавателями кафедры естественно-научных дисциплин нашего вуза гражданской авиации проявлений этих качеств курсантами, предпринятое ранее изучение этих качеств как профессионально важных в их будущей профессиональной деятельности, – все это позволило нам представить собственное видение оперативных, сущностных – «сигнальных» характеристик проявления этих качеств в ракурсах каждого из трех критериев и четырех уровней. Эти характеристики по критериям и уровням представлены в таблице.

При оперативном выявлении уровня предпочтительнее ориентироваться на сигнальные характеристики того критерия, который наиболее показателен в текущей образовательной ситуации. Так, в ходе контрольного мероприятия – на когнитивный, в проработке темы через решение задач – на операциональный, при обсуждении результатов учебной деятельности с проектированием в будущую профессиональную деятельность – на рефлексивный. Предложенная оперативная ориентировка в уровнях проявления курсантами ОУВ не предусматривает и не подменяет абсолютно необходимую в ходе педагогического эксперимента исходящую и результативную констатирующую диагностику. Диагностику, направленную на выяснение статистической значимости, достоверности положительных изменений показателей ОУВ (выборочно) у курсантов Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации, изменений, произошедших в ходе экспериментальной реализации педагогического содействия становлению этих качеств как профессионально важных.

Оперативная уровневая картина проявления курсантами ОУВ имеет динамический характер. В зависимости от момента наблюдения показатели уровней проявления качеств могут изменяться и по возрастанию, и по убыванию для каждого курсанта. Предложенный, отвечающий динамике учебного процесса, способ выявления актуального уровня функционирования ответственности, уверенности и внимательности курсантов через критериальные характеристики позволяет обеспечить оперативность педагогического влияния на обучаемых и воспитуемых в ракурсе содействия становлению этих качеств как профессионально важных.

Литература:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. 4-е изд., перераб., доп. М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2006. С. 29, 34, 54.
2. Поваренков Ю. П. Системогенетический подход к пониманию профессионально важных качеств субъекта труда // Ярославский педагогический вестник.
2012. Т. 2. № 1. С. 232–237. 3. Медведев В. Л. Безопасность полетов : учебное пособие. Красноярск: Изд-во Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. 2002. С. 85.
4. Wiegmann D.A., Shappell S.A. A Human Error Approach to Aviation Accident Analysis: the Human Factors Analysis and Classification System. – Ashgate Publishing, 2003. P. 23.
5. Клюев А.В., Качалкин А.Н., Диденко Э.Б., Овчаров В.Е., Горбач Н.Г. Психологические аспекты проблемы «человеческого фактора» в авиационной аварийности. Анализ и стратегия профилактики. М.: МАК, 1996. С. 11–13.
6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. С. 14.
7. Шевцова С.В., Конорев Д.В. Проблема ответственности: современные научные подходы // Мир образования – образование в мире. 2013. № 4. С. 160–164.
8. Воитлева Н.А. Оценка профессионально-творческого развития студентов – будущих учителей музыки // Дискуссия. 2013. № 3. С. 86–89.
9. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. M.: Изд-во «Проспект», 2008. С. 91.
10. Шустова И.Ю. Воспитание и развитие субъектности юношества в детско-взрослой общности. Ульяновск: УлГУ, 2009. С. 78.
11. Григорьев А.В. Субъектные характеристики личности в зависимости от степени проявления социальной активности // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. [Электронный ресурс]. URL: www.science-education.ru/105-7166 (дата обращения: 02.04.2014).
12. Казанская Н.М. Специфика субъективной картины жизненного пути уверенных в себе и неуверенных в себе первокурсников // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://psyedu.ru/journal/2011/4/2551.phtml (дата обращения: 02.04.2014).
13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. С. 253.