Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №5 (46) май 2014  Рубрика: Социологические науки

Парк культуры и отдыха: из советского прошлого в российское настоящее

Н. Л. Шайгарданова,
помощник проректоров по научной и учебной работе,
Гуманитарный университет,
г. Екатеринбург, Россия
В статье парк культуры и отдыха рассматривается как феномен советской и современной культуры. При этом парк понимается как идеальное место, в котором осуществляется попытка гармонично соединить человека с природой, миром духовных ценностей, с другими людьми и с самим собой. Меняющиеся представления об идеальном месте в культуре влияют на образ парка. Анализ смыслов, воплощающихся в парке культуры и отдыха в советский период и в настоящее время, проводится на примере первого в своем роде парка культуры и отдыха в Москве (ЦПКиО им. А. М. Горького). Советский парк выражал идеалы коммунизма и трудового пути к нему. Идеологические смыслы прочитывались как в способе организации пространства парка, так и в формах деятельности посетителей, направленных на воспитание советских трудящихся в соответствии с коммунистической идеологией. Парк культуры и отдыха изменяется в течение советской эпохи, что соответствует переориентациям, происходящим в обществе. Постепенно его идеологическое воздействие сокращается, а воспитательная функция утрачивает было значение. После распада СССР парк культуры и отдыха, как и множество других феноменов советской культуры, оказался под угрозой исчезновения. Сегодня реконструкция ЦПКиО им. А. М. Горького в Москве происходит в соответствии с ценностями информационной эпохи, идеалами общества потребления, а также ностальгическими нотами по советскому прошлому. Поэтому особое внимание в статье уделяется воздействию информационной культуры на пространство парка: обеспечению доступа в Интернет и комфортного пребывания в виртуальной среде; эстетизации экрана; возможности удобной, быстрой и точной навигации по парку как по информационным виртуальным страницам сети Интернет.
Ключевые слова: культурное пространство, парк культуры и отдыха, идеальное место, ценности и идеалы, смыслы культуры, советская культура, современная культура, информационная эпоха, Интернет

Парк в культуре занимает особое место и выражает идею гармоничного пространства, идеального места, в котором человек находится в единстве с природой, миром духовных ценностей и идеалов, с другими людьми и с самим собой1. Культурные различия обусловливают особое понимание идеального места в каждом отдельном уголке Земли и в определенный отрезок времени и объясняют огромное разнообразие садов и парков.

В советской культуре образ идеального места был выражен в пространстве парка культуры и отдыха. Он появился в СССР в конце 20-х гг. и выражал прежде всего советские идеалы будущего коммунистического мира и общества, но отчасти был также наследником прежних эпох и включал их существенные признаки.

На примере организации пространства первого и главного советского парка культуры и отдыха в Москве (Центральный парк культуры и отдыха им. А. М. Горького, далее – ЦПКиО), можно проследить как соединяются структурные элементы и смыслы, относящиеся к разным периодам русской культуры.

Расположение парка вдоль берега Москвы-реки напоминает о тех временах, когда природа наделялась сакральным значением, когда рощи и берега рек были местами для совершения языческих обрядов и ритуалов. Крестообразное расположение главных аллей парка – типичный элемент монастырских садов и связующее звено с христианскими идеалами религиозного Средневековья. Масштаб, открытость, регулярная планировка, фонтаны и античные скульптуры – общие черты ЦПКиО и парков эпохи классицизма, выражавших идеалы научного постижения и преобразования мира человеком. Зеленый, укромный, живописный Нескучный сад в структуре ЦПКиО напоминает о пейзажных парках XVIII–XIX веков и таит в себе идеалы свободы, гуманизма, важности человеческих чувств и эмоций в понимании мира и себя. Особое сочетание регулярной и пейзажной планировки парка, характерное для русских усадеб XIX века, свойственно и ЦПКиО. В конце XIX – начале XX века вместе с идеалами индустриализации, производства, капитализации, массовизации появился тип городского общественного парка с платными развлечениями (аттракционами, цирком, кинотеатром и т. п.). ЦПКиО – разновидность городского развлекательного парка XX века, и в его пространстве выражены соответствующие смыслы. Но в отличие от западно-европейских городских парков, в большинстве своем действовавших как коммерческие предприятия досуга, советский ЦПКиО имел специфическое предназначение – государственную миссию по воспитанию нового советского человека в соответствии с идеалами коммунизма. Юрий Гольдберг писал: «Парки являются проводниками социалистической культуры, они – органическая составная часть социалистического быта, подлинные очаги коммунистического воспитания, и в этом принципиальное отличие наших парков культуры от парков капиталистических стран»2. Коммунизм представлялся будущим счастливым обществом равных и сплоченных людей, в котором каждый трудится в соответствии со своими способностями для общего блага и получает необходимое для удовлетворения своих потребностей. Главная роль в коммунистическом строительстве отводилась рабочему классу. Учитывая тот факт, что в начале XX века подавляющая часть рабочих и крестьян в России были безграмотны, нищи и пассивны, советскому руководству приходилось решать ряд задач по повышению грамотности и уровня жизни, а также по превращению рабочего в инициативного творца истории и строителя коммунизма. Важно было внедрить в сознание рабочего идеал коммунизма, заставить его верить в него и работать ради него.

Своего рода иллюстрацией будущего коммунизма стал ЦПКиО – огромный ухоженный красивый парк, созданный для отдыха и повышения культурного уровня трудящихся. Парк с площадями и аллеями, аккуратными скамейками, цветочными клумбами, гирляндами электрических огней, скульптурами и качелями составлял резкий контраст внешнему пространству перенаселенной, полуразрушенной-полувосстановленной Москвы конца 20-х гг. XX века. Конечно, такой парк и создаваемый им образ коммунизма, был привлекателен для рабочих. В самом же парке велась огромная воспитательная работа с посетителями, направленная на формирование качеств, необходимых для строителя коммунизма. Это и политическая пропаганда (консультации, митинги, парады, лекции), и физкультура (различные спортивные игры, соревнования, спортивные аттракционы), и военно-патриотическое воспитание (военные игры, встречи с ветеранами революции и гражданской войны), и популяризация науки и техники (инженерные и селекционные кружки, лекции), и повышение уровня культуры (библиотека, театр, кино, танцплощадка).

Большинство форм парковой работы носило массовой характер, что способствовало формированию «общего тела» советских людей – двадцатитысячная аудитория «Зеленого театра», многотысячный хор или знаменитые пирамиды физкультурников и т. п.

В ЦПКиО как парке трудящихся отдых не был противопоставлен труду, а понимался как способ восстановления сил для более интенсивного труда. Не только виды деятельности в парке были направлены на усвоение советской идеологии, но сама структура и элементы парка были подчинены этой цели: просторные площади и аллеи, на которых комфортнее находиться в составе коллектива, нежели затеряться одинокому гуляющему; здания, похожие на детали заводских машин (ресторан «Шестигранник», выставочный павильон и др.); партерная часть парка, по своим очертаниям напоминающая некий промышленный механизм; скульптура, зримо представляющая идеальное тело советского человека.

Успешный опыт работы ЦПКиО в Москве стал основанием для его трансляции по всему Советскому Союзу. Подобные парки культуры и отдыха были построены во всех крупных городах страны. Наряду с центральными парками культуры и отдыха появлялись районные парки, парки культуры и отдыха при заводах и комбинатах, меньшие по масштабу – сады культуры и отдыха. Созданная система парков обеспечивала отдых и воспитание миллионов трудящихся в СССР. Программа работы парков предполагала активное участие в ней большинства предприятий города как в качестве организаторов отдыха (городские театры, цирк, кинотеатры, спортивные организации, книжные издательства и др.), так и потребителей (отдых производственных коллективов в парке, профессиональные праздники, централизованная сдача норм ГТО служащими различных учреждений города и др.).

Основные смыслы, которые выражал советский парк, были связаны с идеологией – идеей строительства коммунизма, идеалом обновления, трудовых достижений, стремлением к единству, героизму, приоритету общественного над индивидуальным, руководящей и направляющей ролью Коммунистической партии.

В течение советской эпохи вместе с изменяющимися условиями жизни советских людей и трансформацией идеологии менялся парк культуры и отдыха и его основные смыслы. Так, в период правления И.В. Сталина парк представлял модель коммунистического строительства как беспрекословное следование советского народа указаниям партии и вождя, как тяжелый героический труд объединенного великим вождем великого народа ради великого «светлого будущего». В период «хрущевской оттепели» с лозунгом «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» движение к коммунизму уже не казалось столь очевидным, как это было ранее, шел процесс активного расширения горизонта – выход в космос, освоение новых земель, обращение к зарубежному опыту. Итогом эпохи «брежневского застоя» оказался неразрешимый тупик, в который попало советское общество после периода исканий и обновлений, возник конфликт между идеологией и «внутренним», «кухонным» частным протестом3.

Если официально задачи парка формулировались сходным образом на разных этапах, то по факту обнаруживалось смещение смыслов к приоритету развлечений, рекреации, индивидуализма. К концу советского периода ЦПКиО напоминал западный развлекательный парк с обилием аттракционов.

ЦПКиО как символ коммунистического будущего начал разрушаться вместе с утратой веры в возможность построения коммунизма, вместе с размыванием идеологических смыслов и отказом от избранного пути. В 90-е гг. вместе с распадом СССР над всеми парками культуры и отдыха нависла угроза исчезновения: на их территориях многие объекты были разрушены, сожжены, зато появились жестяные ларьки, торгующие сигаретами и алкоголем, стоянки автомобилей, на эстрадных площадках проводились рок-концерты. Во многих заброшенных парках процветали разбой, драки и проституция.

Необходимо отметить, что парк как идеальное место тесно связан с духовной сферой культуры. Разрушение парков является признаком упадка ценностей и идеалов, а восстановление и строительство новых свидетельствует о духовном возрождении общества.

Сегодня мы можем наблюдать процесс реконструкции главного ЦПКиО страны в Москве в соответствии с идеалами XXI века.

XXI век – информационная эпоха, характеризующаяся развитием электронных средств коммуникации, глобальным распространением Интернета; это эпоха потребления и массовой культуры; это мультикультурный мир с размытыми границами, где подавляющая часть населения живет в мегаполисах.

Не имея возможности в рамках статьи раскрыть все аспекты проявления особенностей современной культуры в обновляемом ЦПКиО, остановимся лишь на влиянии информационной среды и сети Интернет на образ парка.

Современный человек – житель мегаполиса – не мыслит жизни без сотового телефона, планшета или ноутбука, позволяющих выходить в интернет-пространство. С помощью Интернета он решает рабочие, бытовые и личные проблемы. Виртуальное пространство Интернета привлекает не только в качестве универсального информационного ресурса, но и как средство коммуникации, самореализации, самоутверждения4. Социальные сети позволяют любому человеку обрести свое место в интернет-пространстве, оказаться на экране перед многомиллионной аудиторией, заявить о себе. В этом плане Интернет гораздо более демократичен и привлекателен, чем телевидение.

Самый простой и популярный способ самопрезентации в виртуальном пространстве социальных сетей – это размещение фотографий. Ежедневно Интернет наполняется миллиардами фотографий, которые оцениваются, комментируются, транслируются интернет-пользователями.

Отсутствие информации о человеке или предприятии в виртуальном пространстве равносильно его отсутствию и в реальном мире. На данный момент трудно представить какую-либо отрасль, направление созидательной деятельности человека, сравнимое по масштабам и интенсивности с деятельностью по заполнению виртуального пространства.

Значение информации и Интернете для современной культуры, ценность виртуального мира нашли выражение в столичном ЦПКиО им. А. М. Горького в виде бесплатного доступа в Интернет по всей территории парка. Комфортное пребывание в сети обеспечивается высокоскоростным Wi-Fi, огромным количеством кресел, шезлонгов, пуфов в тихих уголках парка, а также многочисленными розетками для зарядки электронных устройств. Но в городе много других мест, которые привлекают посетителей бесплатным доступом в Интернет: рестораны, кафе, клубы и т. п.

Но парк шире и обладает большим коммуникационным и фотопотенциалом. Здесь проходит множество фотосессий, а фотографии размещаются в сети. Говоря о фотографии и фотографах, необходимо отметить, что современные компьютерные программы позволяют с легкостью корректировать любые фотоизображения: от устранения признаков старения на лице модели до превращения фотографии в карандашный рисунок или картину маслом. При таких возможностях не имеет значения, как выглядит реальность, ведь конечное изображение, которое попадет в сеть, будет идеальным. ЦПКиО тоже стремится попасть в фотообъективы и обрести свое место в виртуальном пространстве.

В ситуации, когда виртуальный мир важнее реального, преобразования в парке носят тоже виртуальный характер. Реконструкция парка не предполагает кардинального изменения первоначальной пространственной структуры, а скорее направлена на сохранение, систематизацию, оптимизацию паркового пространства как информационной среды. Большая часть этой информации – о советском парке, о его элементах и формах работы с посетителями.

ЦПКиО обновляется в соответствии с теми же требованиями, что предъявляются к интернет-сайтам: полнота информации, удобство поиска, скорость. Поэтому в парке обязательны карты, схемы, таблички, указатели, позволяющие быстро ориентироваться; деление территории на секторы, способствующее систематизации информации о парке; прямые широкие аллеи с возможностью быстрого перемещения если не на автомобиле, то на велосипеде, роликах, скейтборде или электромобиле.

В парке, как и в социальных сетях Интернета постоянно появляются и исчезают фрагменты и события мини-формата. Крайне популярны кратковременные выставки, инсталляции, акции, перформансы, флэшмобы и т. п. Эти формы дают возможность многим творческим и инициативным людям заявить о себе перед многочисленной аудиторией парка.

Привычка смотреть на мир через экран формирует особое эстетическое восприятие. Сам экран переживается эстетически. Не случайно в современном ЦПКиО им. А.М.Горького возрождается традиция просмотра кинофильмов на огромных экранах (кинотеатр под открытым небом «Пионер»); зимний каток нынешней зимой благодаря монтажу под лед тысяч софитов превратился в огромный экран. Нельзя не вспомнить и современные городские новогодние елки в виде конусов, на поверхность которых транслируется видеоизображение.

Интерес представляют и новые технологии создания медиафасадов. Заметим, что и кинотеатр под открытым небом, и каток на центральных аллеях парка, и новогодние елки – всё это появилось в ЦПКиО еще в 30-е гг. XX в., но сегодня эти формы вновь востребованны, но в новом качестве, в соответствии с эстетическим восприятием современных людей.

Парк наполняют не только искусственные электронные изображения, но и электронные звуки. Помимо музыки, транслируемой в ЦПКиО с помощью соответствующего оборудования, звучат записи пения птиц (летний сезон 2013 года – проект «Скворечники»).

Жизнь горожан в режиме on-line предъявляет и к парку требование круглосуточной работы.

Современный ЦПКиО не только идеальное место для погружения в виртуальный мир, но и место для входа в реальность. Большинство горожан осознают, что постоянное присутствие в Интернете, многочасовое сидение перед экраном отрицательно сказываются на физическом и психическомь здоровье, хотя отказаться от виртуального мира уже не представляется возможным. В связи с этим ЦПКиО предлагает посетителям также и активные формы досуга: пляжный волейбол, теннис, быструю езду и т. п. Так парк утверждает ценности здоровья и здорового образа жизни.

В ЦПКиО проводится большая работа по оздоровлению и обновлению деревьев, разбивке цветочных клумб. Важность зеленых территорий парков усиливается вместе с колоссальным разрастанием мегаполисов.

В советское время ЦПКиО был парком для развития навыков труда, сегодня это парк для формирования навыков, необходимых для жизни в информационной культуре общества потребления. Парк имитирует интернет-среду, впускает ее в себя, стремится войти в виртуальное пространство и в то же время – противопоставлен ему, утверждает ценности природы и реального мира, а также хранит идеалы прошлых эпох, составляющих смысловой потенциал русской культуры.

Централизованная система парков культуры и отдыха, созданная в советский период, сегодня разрушена, каждый из парков существует обособленно. Часть из них без достаточного внимания и финансирования превратились в подобие лесопарков, но продолжают активно использоваться горожанами как прогулочные зоны (например, ЦПКиО в Казани или Самаре); часть – пытаются привлекать посетителей, используя сохранившуюся с советских времен материальную базу, прежде всего аттракционы, искать способы обновления парка в соответствии с запросами горожан (например, ЦПКиО в Уфе или Екатеринбурге).

ЦПКиО в Москве сегодня, как и раньше, способен стать примером для сохранившихся парков культуры и отдыха по всей стране, обновление и реконструкция которых необходимы в соответствии с вызовами современности.

Идея идеального места, выражаемая современным российским парком, пока окончательно не оформилась, но связана с идеалами общества потребления, с ценностями виртуального мира, а также ностальгией по советскому прошлому.

Литература:

1. Девятова Н. Л. Парк как идеальное место // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. 2011. № 3.
2. Гольдберг Ю. Советские парки. Из опыта работы парков культуры и отдыха. М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1952. С. 11.
3. См.: Кизевальтер Г. Эти странные семидесятые или Потеря невинности. М.: НЛО, 2010. 432 с.
4. См.: Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.
Яндекс.Метрика