Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №5 (46) май 2014  Рубрика: Гость номера

«Важнейшей задачей современного общества является включение репродуктивного труда в национальную экономику»

Репродуктивистика – это новое научное направление, возникшее на стыке экономики, демографии и нескольких других гуманитарных дисциплин. На Среднем Урале разработкой этой темы занималась группа ученых во главе с доктором экономических наук, профессором Анатолием Илышевым. Три года назад на взлете своей научной карьеры Анатолий Михайлович ушел из жизни. Сейчас его дело продолжают ученики и близкие, в том числе вдова – Нина Николаевна Илышева. Журналу «Дискуссия» она рассказала, как зародилось это научное направление, какие цели ставили перед собой первые исследователи. Пояснила, в чем различие между репродуктивистикой и демографией, высказала свое мнение по поводу того, состоялась ли сегодня интеграция наук о воспроизводстве человека.
Ключевые слова: репродуктивистика, демография, воспроизводство человека, гендерная экономика, человековедческие науки, репродуктивный труд, цивилизационные пространства, Валентей

ИЛЫШЕВА Нина Николаевна,

доктор экономических наук, профессор.
– в 1968 году окончила Уральский государственный университет им. А.М. Горького, специальность «Планирование промышленности»;
– в 1981 году защитила кандидатскую диссертацию в МГУ им. Ломоносова по специальности 08.00.12 – бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности;
– в 1997 году защитила докторскую диссертацию в УГТУ-УПИ на тему «Совершенствование экономического инструментария оценки использования производственного оборудования»;
– в 1998 году открыла и возглавила кафедру бухгалтерского учета и аудита на факультете экономики и управления УГТУ-УПИ;
– в 1999 году ей было присвоено ученое звание профессора по кафедре бухгалтерского учета и аудита.
Научный консультант по четырем уже утвержденным докторским диссертациям и двум, находящимся в работе, научный руководитель 12 кандидатских диссертаций. Имеет более 300 научных и методических трудов. Председатель докторского диссертационного совета, член экспертного Совета УМО при Финансовом университете при Правительстве РФ, вице-президент Уральского территориального института профессиональных бухгалтеров. Аттестованный профессиональный бухгалтер по МСФО.

Сфера научных интересов

Учет и анализ инновационно-инвестиционной деятельности, анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой организации; международная система финансовой отчетности; стратегический конкурентный анализ в транзитивной экономике; стратегический управленческий анализ в бизнесе.

Репродуктивистика – это новое научное направление, возникшее на стыке экономики, демографии и нескольких других гуманитарных дисциплин. На Среднем Урале разработкой этой темы занималась группа ученых во главе с доктором экономических наук, профессором Анатолием Илышевым. Три года назад на взлете своей научной карьеры Анатолий Михайлович ушел из жизни. Сейчас его дело продолжают ученики и близкие, в том числе вдова – доктор экономических наук, профессор Нина Николаевна Илышева. Сегодня она в гостях у журнала «Дискуссия».

– Нина Николаевна, наш разговор я хотела бы начать с истоков. Расскажите, пожалуйста, когда и как зародилось это научное направление – репродуктивистика? Какие цели ставили перед собой первые исследователи?

– Репродуктивистика как новое научное направление в сфере социально-экономических и гуманитарных наук зародилась около 15 лет назад в УрФУ (тогда это был УГТУ-УПИ). Создатели направления идентифицировали его как цельное исследование форм, стадий и процессов репродуктивной деятельности, которые образуют постоянно возобновляемый цикл воспроизводства совокупности человеческих индивидуумов. Целью исследований было выявление законов, закономерностей и тенденций развития каждой стадии человеческой репродукции и всего воспроизводственного цикла.

– Известно, что проблемами воспроизводства человека уже давно и успешно занимается наука демография. В чем различие между репродуктивистикой и демографией?

– При демографическом подходе фиксируются и обсуждаются рубежные демографические события и факты, носящие моментный характер. Анатолий Михайлович считал, что лишь с большой натяжкой их можно назвать процессами – «процессами» рождаемости, смертности, брачности, разводимости. Кроме того, качественная сторона демографических «процессов» по существу не рассматривалась вообще. При репродуктивистском подходе изучаются и обсуждаются только реально протекающие экономические процессы (ухода, воспитания, обучения, развития, профессионализации, социализации) в том или ином сочетании.

– Профессор Илышев выделял несколько этапов, на которых происходят главные процессы становления человека. Что это за этапы?

– Он выделял семь таких стадий. Первая – перинатальная (зачатие, сами роды, первая неделя после рождения). Вторая – младенческая (до одного года), третья – дошкольная (от одного года до шести включительно), четвертая – ранняя школьная (от 7 до 14 лет), пятая – школьная подростковая (от 14 до 17 лет), шестая – стадия профессиональной подготовки (лицей, колледж, вуз). И, наконец, седьмая – инкорпоративная стадия (обеспечение включенности молодого работника в производственную и корпоративную среду). При репродуктивистском подходе измеряются репродуктивные ресурсы, затраты и результаты на каждой стадии репродукции. Выполняется также совокупность следующих аналитических процедур: оценка сложившейся ситуации, моделирование и анализ причинно-следственных связей, прогнозирование развития ситуации. Оценочные показатели здесь предусматривают отражение количественно-качественных параметров стадий процесса воспроизводства человеческих ресурсов. Анатолий Михайлович писал, что десятилетний опыт использования репродуктивистского подхода показал его эффективность и выявил многие преимущества перед демографическим подходом.

– Поясните, пожалуйста, в чем эти преимущества?

– Во-первых, репродуктивистский подход позволил обосновать необходимость, целесообразность и возможность включения репродуктивного (родительского) труда в реальный сектор экономики путем введения его прямой оплаты. Во-вторых, он дал возможность разработать фронтальную и очаговую стратегии народоприращения. В-третьих, с помощью своего метода исследователи имели возможность изучать категорию репродуктивной активности (пассивности), разработать методологию межрегионального и межстранового анализа репродуктивной активности, применив ее для выделения четырех типов репродуктивного поведения: объективной репродуктивной активности, субъективной репродуктивной активности, объективной репродуктивной пассивности и субъективной репродуктивной пассивности.

Анатолий Михайлович вместе с группой коллег разработал основополагающую концепцию использования репродуктивного образования как эффективного инструмента ориентации учащейся молодежи на репродуктивно-активное поведение и на ее личное участие в репродуктивном труде. И, наконец, репродуктивистский метод позволил выявить волновой (циклический) характер репродуктивной динамики, установив наличие понижательных и повышательных волн в динамике рождаемости отдельных этносов, полиэтнических сообществ локальных цивилизаций, и тем самым поставить под сомнение теории однонаправленности, линейного характера демографического развития.

Вообще, Анатолий Михайлович считал, что привязка воспроизводственного процесса к локальным цивилизационным пространствам – это особенно важное направление для репродуктивистики. Многие исследователи цивилизационного развития – и зарубежные (С. Хантингтон), и отечественные (Л. Гумилев, Г. Осипов, Б. Бузык, Ю. Яковец) – рассматривают цивилизацию в качестве наивысшего культурного образования, объединяющего людей и обеспечивающего им должную меру культурной самобытности. В этом смысле цивилизация определяется как общими объективными элементами (язык, история, религия, обычаи, общественные институты), так и субъективной самоидентификацией людей. Цивилизационная идентичность будет играть всё более важную роль в будущем, и в дальнейшем мир будет формироваться в значительной мере под влиянием взаимодействия нескольких главных цивилизаций и одновременного углубления различий между ними. Очевидно, что изучение типов и факторов воспроизводства населения без привязки к социокультурным и этноконфессиональным особенностям локальных цивилизаций является односторонним, заведомо не может в достаточной степени обладать чертами объективного научного исследования. Ведь человеческая репродукция имеет одновременно биологическую и социокультурную природу: воспроизводится прежде всего сам человек (как биологическое существо), но вместе с ним и ему подобными воспроизводится их привычная цивилизация (социокультурная среда).

– Каков был вклад ученых УрФУ в развитие идей репродуктивистики?

– Во-первых, идею проведения исследований поддержали некоторые московские НИИ. Во-вторых, число ученых-репродуктивистов, подготовленных в УрФУ и способных обеспечить дальнейшее развитие направления, равно 12, в их числе – 4 доктора наук. В-третьих, в сформированный ими научный задел по репродуктивистике входят 6 опубликованных монографий и 54 статьи в 15 журналах, включенных в индекс цитирования. Анатолий Михайлович выдвинул предложение создать НОЦ «Репродуктивистика», которое могло бы ускорить развитие этой науки, позволило написать в короткие сроки (2,5–3 года) до десяти учебников и учебных пособий по репродуктивистике, практически начать подготовку кадров исследователей, менеджеров и педагогов по репроориентированному образованию для России и депопулирующих стран.

Важнейшей и ближайшей целью репродуктивистского подхода профессор Илышев считал интеграцию всех «человеческих» наук. Попытка такого рода интеграции на базе демографии уже предпринималась учеными Московского государственного университета в 1970-е годы под руководством Д.И. Валентея. Их теоретическая конструкция включала в себя как ряд демографических дисциплин (теоретическую демографию, историю демографии, экономическую демографию, региональную демографию и прикладную демографию), так и общую теорию народонаселения. По мнению Анатолия Михайловича, Валентей и его единомышленники совершили настоящий научный подвиг, предложив комплексный подход к исследованию демографических процессов путем активного привлечения методологических средств и инструментальных возможностей других сопредельных наук. Это, безусловно, послужило определенным толчком к развитию системы научных знаний о народонаселении.

– Можно ли сегодня сказать, что интеграция наук о воспроизводстве человека состоялась?

– Интеграция демографии с экономикой народонаселения не могла состояться уже потому, что последняя научная дисциплина практически отсутствует. Правда, в 2007 году издан единственный в стране учебник по экономике народонаселения. В нем раскрыты экономические факторы рождаемости, смертности и миграции (хотя всё это есть и в учебниках демографии), основные положения экономики домохозяйства (без выделения экономики семейного родительского труда), неполно определены «гендерная экономика» и экономические аспекты политики народонаселения. Анатолий Михайлович считал, что интеграция всех «человековедческих» наук нужна, но выделение какой-либо базовой науки предполагает более серьезное обоснование. Оно было выполнено уральскими учеными. Если кратко, то репродуктивистика – это наука о воспроизводстве человека в определенной социокультурной (цивилизационной) среде. Есть причины утверждать, что с позиций всесторонней характеристики воспроизводственного процесса широкой базовой основой «человековедческой» науки являются экономика и управление человеческой репродукцией, а более узкой – экономика репродуктивного родительского труда. Как отмечает Анна Петровна Багирова – доктор экономических наук, ученица и последователь Анатолия Михайловича – это последнее связано с двумя обстоятельствами. Первое – ключевой категорией репродуктивистики является категория репродуктивного труда, под которым понимается труд по формированию и развитию будущего человеческого капитала. Второе – своей важнейшей задачей репродуктивистика считает включение репродуктивного труда в национальную экономику. В настоящее время могут быть выделены следующие гуманитарные и примыкающие к ним социально-экономические науки, подлежащие интеграции в репродуктивистику:
– экономические (экономика и управление человеческой репродукцией) – базовая наука;
– статистика (демографическая как статистика состояния населения и репродукционная как статистика репродукционных процессов) – смежная наука;
– биологические (в части характеристики биологической природы человека) – смежная наука;
– социологические (репродуктивистская социология) – смежная наука;
– психологические (репродуктивистская психология) – смежная наука;
– медицинские (репродуктивистская медицина) – смежная наука;
– педагогические (репродуктивистская педагогика) – смежная наука;
– исторические (вероятно, репродуктивистская этнография либо этногенез) – смежная наука;
– философские (репродуктивистская философия) – смежная наука;
– географические (георепродуктивистика) – смежная наука;
– юридические (репродуктивистское право) – смежная наука;
– политические (цивилизационная репродуктивистика) – смежная наука.

Таким образом, демографическая статистика призвана стать частью репродуктивистики как интегративной науки о воспроизводстве человека. При этом демографическая статистика позиционирует себя как статистика состояния (статусности) населения, тогда как репродукционная статистика трактуется как статистика репродукционных процессов. Репродуктивистика же по своей внутренней природе является человековедческой наукой, интегрирующей достижения множества гуманитарных наук.

Беседовала Ольга ИВАНОВА