Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №4 (45) апрель 2014  Рубрика: Педагогика и психология

Методика освоения английского языка детьми дошкольного возраста

Е. В. Бодрова, преподаватель,
кафедра делового иностранного языка,
Челябинский государственный университет,
г. Челябинск, Россия
В настоящее время освоение английского языка является одной из важных и перспективных задач современной педагогики, и при всем разнообразии учебных пособий, методических разработок по освоению иностранного языка детьми дошкольного возраста вопрос выбора методики, постановки целей и задач дошкольного образования остается нерешенным. В статье представлена методика освоения английского языка детьми дошкольного возраста English insight for kids (интуитивный английский для детей) через игровую деятельность, где автор определил цели и задачи дошкольного образования в обучении английскому языку, а также классификация игр зарубежных (Ж. Пиаже и др.) и отечественных ученых (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин), где подчеркиваются достоинства игровых методик в процессе получения определенных навыков на английском языке. В рамках методики English insight for kids игры были классифицированы по блокам с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста. Были выделены следующие игровые блоки: learning by seeing (обучение через визуальное восприятие), learning by moving (обучение через движение), learning by listening (обучение через восприятие на слух).
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, классификация игр, дошкольная педагогика, цели, задачи, освоение английского языка, психологические особенности детей, обучение через движение, обучение через визуальное восприятие, обучение через восприятие на слух

Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к иностранным языкам, к английскому языку в частности. В условиях всеобщей глобализации, интеграции России в Европу, развития и укрепления межгосударственных связей нашей страны в области политики, экономики и культуры, а также интернационализации практически всех сфер жизни, всё острее встает проблема обучения иностранным языкам. Речь идет о выборе образовательных технологий, организации методических материалов и определении целей и задач дошкольного образования.

Освоение языка – сложный процесс, который длителен по времени и требует тщательной организации со стороны педагога и родителей. Сегодня в практике преподавания иностранных языков используются многочисленные учебные пособия, методические разработки, материалы к проведению разнообразных игр на английском языке. Но вопрос выбора методики, постановки целей и задач дошкольного образования в области освоения иностранных языков остается нерешенным.

Дошкольное развитие детей рассматривается в качестве самостоятельного элемента современной модели образования и подразумевает длительный процесс в течение всей жизни. Родители имеют право выбрать программу в сфере дополнительного образования, которая, на их взгляд, будет являться базой для формирования тех или иных языковых навыков и способностей ребенка. Разработка и внедрение педагогических технологий в образовательный процесс остается за педагогами, которые не имеют единых стандартов и моделей обучения. В связи с этим мы видим необходимость разработки новых программ и методик дополнительного образования, благодаря которым освоение иностранного языка в дошкольном возрасте станет эффективным.

Исходя из вышесказанного нами была разработана методика освоения английского языка English insight for kids (интуитивный английский для детей) через игровую деятельность.

Методологической основой нашей работы явились труды И.В. Вронской, И.А. Зимней, Е.Ю. Портасовой, Н.А. Горловой, которые считают, что современный ребенок дошкольного возраста осваивает язык не как предмет изучения, а как средство общения – непосредственно в деятельности, активно экспериментируя с ним. В процессе освоения иностранного языка ребенок в игровой форме осваивает лексику, знакомится со звуко-буквенным составом языка и интуитивно постигает грамматику. Особое значение приобретают невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, интонация, наглядность и доступность материала.

Сама методика представляет блочно-модульную систему, ее основные задачи: – научить детей на слух дифференцировать иноязычную и родную речь в различных предметно-практических видах деятельности; – начать формировать активный и пассивный словарный запас; – развить навыки монологической и диалогической речи на английском языке; – научить читать простые предложения и тексты на английском языке; – привить интерес к иноязычной культуре; – развить сенсорные, познавательные, творческие и моторные навыки детей в процессе обучения языку.

Реализация задач методики осуществлялась с помощью организации игр разного характера, с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Проблемы использования занимательных материалов и игровых приемов обучения иностранному языку представлены в научных исследованиях многих отечественных (И.Л. Бим, С.Т. Занько, С.С. Полат, Е.И. Пассов, В. М. Филатов, и др.) и зарубежных (Ж. Пиаже, Стивен П. Крашен, К. Ливингстоун и др.) ученых. Тем не менее в настоящее время в философской, психологической, педагогической и методической литературе нет однозначного решения этой проблемы.

Ж. Пиаже выделяет три основных типа игры, которые он соотносит с этапами развития ребенка: игры – упражнения – первые игры ребенка, связанные с захватыванием, действиями с игрушками (первый год жизни); символические игры, основанные на подражании миру взрослых с помощью особой системы символов (ранний дошкольный возраст); игры с правилами, которые по сути являются ролевыми играми1. Данная классификация игр соответствует этапам взросления ребенка и его развитию, тем самым в ней учитывается сензитивность каждого периода. Представляя реальность в дошкольном детстве в виде символов, организуя например «полет на Луну», можно познакомить детей с лексикой английского языка по теме космос, посмотреть мультфильм про Луну, развивая навыки восприятия речи на слух, пройти физическую подготовку.

Среди отечественных работ внимания заслуживает классификация игр, представленная С.Л. Рубинштейном и Д.Б. Элькониным. Они выделяют интеллектуальные и ролевые игры, подчеркивая, что ребенок не стремится к вещному результату, реализуя разнообразные виды человеческой деятельности. Также можно выделить классификацию по характеру деятельности: игры делятся на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные, психологические. По характеру педагогического процесса можно выделить обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные. По характеру игровой методики игры можно разделить на предметные, сюжетные ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации2. Данная классификация дает наиболее полное представление об учебных играх. Так, для формирования активного и пассивного словарного запаса подойдут обучающие, тренировочные, контролирующие игры, например, игра I pack my bag for Alaska хорошо подходит для тренировки или контроля лексики по теме clothes, так как собирая сумку на Аляску, дети берут одежду или предметы обихода в алфавитном порядке (an apple, a bag, a dress and so on). Для формирования навыков монологического и диалогического общения полезны ролевые и коммуникативные игры, например ролевая игра «Суп». Дети садятся в круг и по очереди называют ингредиенты для приготовления супа (можно использовать наглядный материал в виде карточек или игрушек), затем берется кастрюля (a pot) и повар (a cook) просит у детей продукты для супа: Sasha, give me a carrot, please, Sure и далее. Для приобщения к культуре страны изучаемого языка можно организовывать познавательные, развивающие игры. Это всевозможные пальчиковые игры, песни, стишки. Интересны песни Eency Weency Spider, отражающая реалию об изменчивой погоде в Англии, и The wheels on the bus, в которой рассказывается о двухъярусных автобусах в Лондоне.

Перечисленные классификации игр в основе своей имеют разные принципы: педагогические, методические, возрастные. На наш взгляд, еще одним важным принципом для классификации являются психические особенности детей.

В рамках методики English insight for kids (интуитивный английский для детей) мы сгруппировали игры по блокам, принимая во внимание психические особенности детей (разделяя мнение Г.Е. Акимовой о том, что дети дошкольного возраста воспринимают и перерабатывают информацию по-разному, в зависимости от особенностей психики). Опытным путем было выявлено, что в группе из семи детей у большинства – пятерых – развиты прежде всего визуальный канал, затем тактильный и аудиоканал. Для освоения лексики занятия мы предложили одной группе детей трех лет, состоящей из семи человек, запомнить пять новых слов, показав карточки с картинками и назвав их по-английски несколько раз, а с другой группой детей, также трех лет и из семи человек, после презентации карточек мы организовали подвижную игру Give me, please…. (принеси мне...), что позволило детям с ведущим аудио- и тактильным каналом освоить лексику, так как дети слушали просьбу, затем находили картинку, брали в руки и несли педагогу. В итоге мы попросили детей воспроизвести слова по-английски, глядя на картинки. В первой группе двое из семи детей назвали лишь 60 процентов слов, в то время как во второй группе усвояемость лексики составила 100 процентов. Таким образом, для более эффективного освоения лексики английского языка детьми дошкольного возраста необходимо организовывать игровую деятельность, раскрывая для детей все каналы познания: визуальный, тактильный и аудиоканал.

Исходя из вышесказанного и основываясь на ведущих каналах восприятия информации, мы выделили следующие блоки игр: learning by seeing (обучение через визуальное восприятие), learning by moving (обучение через движение), learning by listening (обучение через восприятие на слух).

В игровой блок Learning by moving вошли игры, направленные на освоение английского языка через движение. Данные игры хорошо подходят детям с ведущим тактильным каналом. В блок игр Learning by seeing (обучение через визуальное восприятие) входят в основном дидактические игры или игры, состоящие из простых манипуляций с карточками. Эти игры подходят для детей с ведущим визуальным каналом. Learning by listening (обучение через восприятие на слух) подразумевает разучивание песенок и стишков на английском языке, а также пальчиковые игры. Данные игры хорошо подходят детям с ведущим аудиоканалом.

Таким образом, реализации методики освоения английского языка English insight for kids (интуитивный английский для детей) детьми дошкольного возраста позволяет определить цели и задачи дошкольного образования, систематизировать и классифицировать игры при организации игровой деятельности, развить визуальный, тактильный и аудиоканал получения информации у детей, через подвижные, ролевые, творческие, языковые, дидактические, лексические игры и приобщить к культуре страны изучаемого языка через разучивание стишков, песенок и пальчиковых игр. Использование данной методики дает педагогу возможность подготовить занятия для дошкольников в интересной форме, полностью реализуя заложенный в них потенциал, и привить интерес к дальнейшему освоению английского языка.

Литература:

1. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 400.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62–76.
Яндекс.Метрика