Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №4 (45) апрель 2014  Рубрика: Экономические науки

Параметры и принципы конкордоспособности субъектов рынка образовательных услуг

Т. И. Арбенина, канд. экон. наук, доцент,
А. Д. Бакшеева, ассистент,
кафедра экономики предприятий,
Уральский государственный экономический университет,
г. Екатеринбург, Россия
,
В статье рассмотрена дилемма «конкуренция – сотрудничество» в современной экономике – экономике знаний, применительно к рынку образовательных услуг высшего образования. В ней обосновывается возрастающая роль науки и образования в повышении эффективности деятельности предприятий. Авторами проведен анализ термина «конкордоспособность» и доказана правомерность его использования на рынке знаний. Рассматриваются признаки сотрудничества, требующиеся для обеспечения единства целей в организации и управления ее деятельностью, а также для того, чтобы добиться позитивных отношений между сотрудничающими участниками, обосновываются признаки готовности субъектов рынка к сотрудничеству. Выделены также требования к сотрудничеству игроков рынка образовательных услуг. В статье автор предлагает такие параметры конкордоспособности, как быстрота согласования, глубина взаимопонимания и согласования, а также прочность взаимодействия. Исходя из разработанных параметров, автор описывает конкордоспособное поведение субъектов на рынке образовательных услуг как совокупность разных видов мотивированных действий по обеспечению и реализации определенного уровня согласования деятельности между субъектами рынка образовательных услуг с целью влияния на формирование рынка труда и формулирует принципы конкордоспособного поведения субъектов на рынке знаний.
Ключевые слова: конкуренция, сотрудничество, конкордоспособность, экономика знаний, рынок образовательных услуг, система образования, рынок труда, триада «наука – образование – бизнес».

В последнее время современное общество и современную экономику всё чаще характеризуют как общество знаний, экономику знаний. При этом стоит отметить возрастающую роль науки и образования в повышении эффективности деятельности предприятий, регулировании контактов внутри фирм и скреплении межфирменных отношений. Знание начинает приравниваться к труду, земле и капиталу в качестве еще одного базового фактора производства. Знание становится полноценным товаром с основным упором на уникальность и персонализацию.

Современная экономическая ситуация ставит каждому члену общества так называемую «интеллектуальную планку»: человек, не соответствующий определенному уровню знаний, не способен произвести новый товар, не способен угнаться за информатизацией, и, следовательно, не может занять какую-либо рыночную нишу (труда или производства).

В условиях роста инновационной активности фирмы ведут конкурентную борьбу не только за финансовые и материальные, но и за интеллектуальные ресурсы – за человеческий капитал.

Любая конкуренция основана на наличии какого-либо преимущества перед другими. Если фирма в процессе своей деятельности получает уникальные знания, другим предприятиям уже трудно их имитировать. К тому же чем больше знаний, чем более высокоинтеллектуальным капиталом обладает фирма, тем больше она может развить человеческий капитал в дальнейшем1.

Развивающаяся экономика знаний не позволяет рассматривать конкуренцию как основной способ взаимодействия фирм на рынке. И с позиции экономического, и с позиции социального развития страны необходимо детальное рассмотрение дилеммы «конкуренция – сотрудничество».

Член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Центрального экономико-математического института Г.Б. Клейнер считает, что одной из существенных особенностей экономического развития общества является сочетание соперничества и сотрудничества между агентами на рынке знаний. То есть если в экономике материальных благ важна конкурентоспособность производителей, то в экономике знаний – способность к сотрудничеству, или конкордоспособность2.

Поскольку основой современной экономики становятся знания, то имеет смысл рассмотреть рынок образования и высшую школу – как поставщика на рынок труда высокоинтеллектуального человеческого капитала.

С одной стороны, образовательные учреждения вынуждены бороться между собой за контингент поступающих, за количество бюджетных мест, за остепенённый профессорско-преподавательский состав. Государственные вузы конкурируют с частными, региональные пытаются составить конкуренцию федеральным, национальные – иностранным.

Но, с другой стороны, эти же факторы возвращают нас к признанию неоспоримой важности взаимосвязи науки, образования и бизнеса для повышения общего уровня экономики, а следовательно, и к термину «конкордоспособность» и правомерности его использования применительно к рынку образования.

Данный термин состоит из двух частей. Слово «конкорд» происходит от имени древнеримской Конкордии – богини согласия и взаимопонимания. Отсюда «конкордация» – согласованность или процедура согласования точек зрения. Этим термином обычно оперируют эксперты, имеющие различные, несовпадающие точки зрения3. А «способность» – это свойство быстрого, глубокого и прочного овладения способами и приемами некоторой деятельности.

Конкордоспособность субъектов (в широком смысле) – это способность к сотрудничеству. Здесь подразумевается планирование несколькими субъектами распределения ресурсов для какой-либо совместной деятельности по достижению общих целей.

Исходя из этого сотрудничество, по мнению авторов, должно иметь следующие признаки:
– целенаправленность и систематичность;
– плановость;
– толерантность поведения субъектов;
– информационная открытость;
– контактность;
– мобильность;
– доверие;
– социальная активность.

Без этого невозможно добиться единства целей в организации и управлении деятельностью и установить позитивные отношения между сотрудничающими участниками, без чего будет затруднен обмен идеями, знаниями, информацией, опытом.

О готовности субъектов к сотрудничеству будут свидетельствовать:
– наличие мотивов – осознание ценности взаимодействия и желание сохранить полученную в этом процессе выгоду;
– когнитивность – как способность к восприятию и переработке поступающей извне информации для обеспечения более эффективной координации деятельности;
– стремление к бесконфликтности – желание поддерживать и укреплять контакты и стремление к цивилизованному воздействию на партнера.

Если брать за основу рынок образовательных услуг, то, по мнению авторов, сотрудничество на нем должно иметь:
1) общую цель – значимую и для абитуриентов, и для преподавательского состава, и для работодателей, и для государства, иначе нельзя говорить об эффективности сотрудничества для решения каких-то конкретных задач;
2) четкую структуру. Каждый из участников совместной деятельности должен четко осознавать свои функции, права и обязанности;
3) высокий уровень организованности. Требуется поддерживать у участников чувство ответственности за полученный результат перед другими;
4) высокий уровень мотивации. Сотрудничество должно подразумевать учет интересов всех участников деятельности;
5) высокий уровень гуманизации. Любое сотрудничество должно строиться на доверии и взаимопомощи.
6) высокий уровень согласованности действий. Чем реже возникают недопонимание и конфликты в процессе взаимодействия, тем более прочным и длительным становится сотрудничество;
7) высокий уровень результативности.

Исходя из этого основными параметрами для определения уровня конкордоспособности субъектов вообще и на рынке образовательных услуг в частности будут являться:
– оперативность согласования – условия современного мира не позволяют тянуть с принятием решений. Любая система характеризуется динамичным развитием, иначе она становится недееспособной и неэффективной. Поэтому важно обеспечить гибкость и адаптивность формирующихся альтернативных вариантов согласований для изменяющихся условий среды и требований систем более высокого порядка;
– глубина взаимопонимания и согласования – каждый из субъектов рынка должен четко представлять, что он хочет и может получить от остальных игроков. Поэтому важно сформировать как «жесткие» (нормативные), так и «мягкие» (договорные) схемы регулирования интересов всех сторон;
– прочность взаимодействия – постоянство и долговременность связей позволяют повышать эффективность уже сложившихся взаимоотношений. Поэтому для корректировки частных взаимодействий требуется учитывать динамику рынка труда.

Как видим, данные параметры в полной мере применимы и к рынку образования. Достижение желаемого и необходимого состояния сотрудничества возможно через формирование определенных принципов и правил поведения субъектов. Исходя из вышеизложенного, конкордоспособное поведение субъектов на рынке образовательных услуг авторы определяют как совокупность разных видов мотивированных действий по обеспечению и реализации возможности достижения определенного уровня согласования деятельности между субъектами рынка образовательных услуг для целенаправленного влияния на формирование рынка труда.

Абитуриенты желают овладевать определенными профессиями, получая достаточный объем специализированных знаний. При этом они должны быть уверены, что будут востребованы на рынке труда. Работодатели же, со своей стороны, заинтересованы в качестве знаний, получаемых будущими и нынешними сотрудниками. Это относится как к производству, так и к науке.

Таким образом, можно сформулировать следующие принципы конкордоспособного поведения субъектов на рынке образовательных услуг:
– принцип заинтересованности. Поскольку конкордоспособность подразумевает совместную деятельность, то недопустимо ущемление интересов какой-либо стороны;
– принцип демократизации. Сотрудничающие субъекты должны быть обеспечены определенными правами и условиями деятельности. Например, правом на прозрачность информации о других участниках рынка;
– принцип социальности. Сотрудничество субъектов, являющихся игроками как рынка образовательных услуг, так и рынка труда, подразумевает получение не только экономической выгоды от совместной деятельности, но и удовлетворение социальных потребностей общества;
– принцип уменьшения количества посредников. Принцип способствует снижению неоправданных расходов и повышению прочности связей между участниками;
– принцип целесообразности и обоснованности. Взаимодействие на рынке игроков для достижения максимального социально-экономического эффекта должно основываться на научной оценке и планировании;
– принцип конкуренции. И абитуриенты, и работодатели должны иметь возможность выбора, с каким вузом им взаимодействовать для более полного удовлетворения своих потребностей и достижения своих целей.

А поскольку обучение и образование являются одними из самых значимых факторов роста производительности труда, общественного богатства и уровня экономики в целом, то конкордоспособность субъектов триады «наука – образование – бизнес» позволит предприятиям эффективно функционировать в условиях глобализации и интеграции.

Литература:

1. Бакшеева А. Д. К вопросу о развитии гибких образовательных структур // Тенденции и перспективы экономико-правового развития современной России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Каменск-Уральский, 14 ноября 2013 г.). В 2 ч. Екатеринбург: Изд-воУрал. гос. экон. ун-та, 2013. Ч. 2. С. 303–305.
2. Лукашенко М. А. Конкуренция на рынке образовательных услуг // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 47–56.
3. Бизнес-словарь [Электронный ресурс] URL: http://turana.com.ua/node/47 (дата обращения: 01.04.2014).