Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №4 (45) апрель 2014  Рубрика: Экономические науки

Характеристики социально-экономической организации производства и потребления как идеология современности

И. В. Айрих, аспирант,
кафедра региональной экономики и управления,
Уфимский государственный университет экономики и сервиса,
г. Уфа, Россия
В настоящей работе предпринята попытка объективного осмысления социально-экономических проблем мирового сообщества. Народнохозяйственный комплекс любой страны представляет собой систему, требующую оптимального сочетания структурных взаимосвязей. В силу взаимозависимости и взаимообусловленности межотраслевая организация хозяйственных отношений носит особый характер. Сложность процесса интеграции субъектов с индивидуальными особенностями детерминируется поиском вариантов систематизации. Государственная и международная правовая специфика основана на демократических принципах общественного устройства. Гарантирующая права и свободы каждому носителю собственных предпочтений, политика возможной консолидации так или иначе затрагивает их хозяйственные интересы. Незыблемость частной собственности, включающей материальные и нематериальные объекты, расширяет границы рыночной среды. Свобода мирового экономического пространства размывает национальные границы. Создаются предпосылки для международной зависимости. Интересы рентабельности экономической деятельности исключают рассмотрение социальных и экологических проблем. Рыночные отношения в условиях либерализма носят бессистемный характер. Капиталистическое производство представляется в товарах постоянного потребления. Роль качественных характеристик продуктов замещается количественными. С целью организации спроса используются технологии, оказывающие идеологическое воздействие на потребителей. Возникают неблагоприятные последствия для интеллектуально-творческого потенциала. Организация оптимальной работы народного хозяйства ставится под сомнение. На сегодняшний день назрела необходимость объединения научно-практических подходов, позволяющих получать более объективную информацию о состоянии национальной экономики.
Ключевые слова: народнохозяйственный комплекс, структура, межотраслевая зависимость, индивидуальные особенности субъектов, демократические принципы, рыночная среда, капиталистическое производство, идеология потребления

Народнохозяйственный комплекс – это высокоорганизованная система, представляющая собой совокупность производительных сил и производственных отношений. Концепция ее организации заключается в оптимальном сочетании всех социально-экономических процессов. На основе объединения труда создаются и воспроизводятся необходимые условия для жизнедеятельности. Так, например, одни отрасли экономики создают продукты, удовлетворяя физиологические потребности населения, другие восполняют потребности социальные и духовные, поэтому их структурная взаимосвязь обусловливает межхозяйственную зависимость субъектов друг от друга. Изменения в производительности конкретного сектора экономики вызывают необходимость стабилизации всей хозяйственной системы. В случае повышения потребности в определенных продуктах требуется не только увеличить текущее производство ресурсообеспечивающих отраслей, но и учесть последствия на более высоком системном уровне. Степень качества балансирования при этом детерминируется свойствами самой системы, то есть выстраивать решения текущих задач следует в зависимости от институциональных особенностей. Василий Васильевич Леонтьев в своей выдающейся работе утверждает следующее: «Чем сложнее экономическая система, тем сильнее взаимозависимость ее частей»1, казалось бы, вполне очевидный факт, однако в продолжение ученый подчеркивает, что данное обстоятельство прогрессирует по мере экономического роста.

В условиях технологических и технических реалий сегодняшнего дня говорить об упрощении организации хозяйства не приходится, напротив, стоит острая необходимость в последовательной систематизации социально-экономических процессов. Индикатором результативности управления является текущее состояние экономики, достаточная детализация которой позволяет выявить области, требующие определенного упорядочивающего воздействия. Процесс оптимизации хозяйственных отношений сопровождается требовательностью субъектов к учету своих индивидуальных особенностей. Однако невозможно обеспечить реализацию всех притязаний участников экономической жизни. Субъективные пристрастия индивида характеризуются своей непостоянностью и не всегда отражают его действительно необходимые потребности. Более того, работа по достижению коллективных целей в тесной организации затруднена вдвойне. Объединение усилий для решения общехозяйственных задач – необходимое условие для существования общества. Между тем образуются такие социальные классы, которые имеют несколько иную точку зрения. В действительности, плюрализм интересов – достаточно демократический фактор, относящийся к правам и свободам, на что сегодня остро заточены международные нормы. Последние регулируют общественные отношения в либералистическом ключе. Стоит отметить, что основной упор делается на индивидуализм, а это, по нашему мнению, вредит хозяйственным отношениям. Так, провозглашается незыблемость частной собственности на средства производства, вместе с тем гражданское законодательство есть рецепция римского права рабовладельческой формации. Это заставляет задуматься над идеологическими особенностями, сказывающимися на практике хозяйственной деятельности.

Современная экономическая наука сегодня представляется в капиталистической терминологии. Действительно, капитализм как особая система хозяйственных отношений служит основой мировой экономики. Провозглашая свободу предпринимательства, национальное и международное законодательство допускает сотрудничество на правах собственности. Иначе говоря, выступать в качестве собственника имущества, в том числе средств производства, могут граждане и организации практически любой страны. Так, например, африканскими государствами приглашаются иностранные инвесторы, которые на правах собственности ведут добычу полезных ископаемых в других странах. В силу невозможности самостоятельной организации хозяйства в некоторых отраслях страны вынуждены мириться с издержками мировой экономической системы. Последнее предполагает свободное распоряжение предметами труда, с одной стороны, и либерализацию объектов собственности, с другой. Сюда относится незыблемее право на результаты интеллектуальной деятельности, то есть разного рода информацию, позволяющую пользоваться научными достижениями, изобретениями на правах собственника. Так, например, обладатель патента имеет исключительные права на изобретение, которые признаются на международном уровне. Следует отметить, что автор того или иного объекта интеллектуальной собственности на договорной основе может передавать право. Вместе с тем возможность использования и воссоздания новаций, зарегистрированных в соответствующих инстанциях, достаточно ограниченна. Иными словами, организация, решившая воспользоваться изобретением с целью повышения потенциала хозяйственной деятельности, не обладающая соответствующим разрешением, ставится вне закона. Так происходит на территории конкретного государства и на международном уровне. В данных обстоятельствах речь о монополизации не ведется, ведь сюда включаются изобретения и в сфере военно-промышленного комплекса. Однако получение сверхприбыли в рыночных условиях и право монопольно использовать технологические разработки подразумевает наличие фактора потенциального воздействия на систему хозяйственных отношений. В связи с чем, по мнению автора, требуется четкая регламентация деятельности субъектов рыночного хозяйства прежде всего на национальном уровне.

Рыночная среда всегда выступала объектом социально-экономических отношений. Однако без должной регуляции механизмов хозяйственной системы наступают крайне неблагоприятные моменты. Со сдержанной иронией профессор С.С. Губанов отмечает: «Как ни парадоксально, частнособственническая система, именуемая рыночной, воспроизводит макроэкономический по масштабу дефицит»2. Это подкрепляется социально-экономическим кризисом с достаточно периодическим характером. Несовершенство механизмов хозяйственных отношений очевидно. Несомненно и то, что следствие проводимой экономической политики относится к области конфликтологии. Более того, ставятся вопросы экологического характера и проблемы биосферы Земли. Технократические склонности и идеология потребления современного общества оказывают пагубное воздействие на состояние окружающей среды. Объективный взгляд, по мнению автора, позволяет выносить более смелые заключения на этот счет – мир находится на грани экологической катастрофы. В действительности же озабоченностью состоянием природы и окружающей среды страдают немногие. Безусловно, есть группы ученых, призывающих задуматься о возможных необратимых экологических последствиях, однако методика их предупреждения кажется нерентабельной с экономической точки зрения. К тому же остановка либо замедление насыщения товарами платежеспособного спроса ради сохранения биосферы некоторым кажется просто абсурдным. Проблема, по мнению автора, состоит в том, что перемола ресурсов требует сложившаяся идеология потребления. Как известно, спрос рождает предложение, но не стоит наивно полагать, что каждый руководствуется сугубо личностными притязаниями на основе объективной информации. Речь идет о том, что современная культура охватывает все сферы общественной жизни, выступая своеобразным системным воздействующим фактором. Склонность к получению всё новых продуктов зарождается, по сути, с подросткового возраста. Одно дело, если молодой человек осознанно делает выбор в пользу объективно необходимых продуктов, опираясь на демографически обусловленные потребности. Совершенно иначе дело обстоит в случаях так называемой гонки потребления, интерпретируемой как приобретение всё новых и лучших материальных благ. Однако вся капиталистическая система строится на производстве, основанном на количественном факторе. В расчет не берется качество производимой продукции, необходимое условие для реализации заключается в активной, а иногда и агрессивной маркетинговой и рекламной политике. Сохранение интереса у потребителей к замене уже имеющихся в пользовании товаров другими обусловливается незначительными изменениями в последних. Так, например, покупка нового автомобиля рестайлинговой версии считается необходимым условием для благополучной и приятной жизни. Следует отметить, что модели транспортных средств обновляются практически ежегодно, поэтому средний срок службы первому хозяину составляет до двух лет. Надо сказать, что будущие владельцы автомашин предпочитают покупку новых, нежели бывших в употреблении. Подобное происходит и в других отраслях производства, рассмотрим это на примере текстильной продукции. Здесь достаточно сказать о новой патологии, зарегистрированной медициной нескольких западных стран как шопомания. Иными словами, страсть к покупке новых предметов одежды, по сути не нужных для практического применения. Безусловно, для материального производства спрос на продукцию является основой существования, однако методика формирования общественного ценностного фактора в пользу потребления, мягко говоря, по мнению автора, неэтична. Вызывает опасения появление специальных институтов, занимающихся разработкой технологий управления сознанием и поведением людей – «хьюм тек». На это обращают внимание в своих работах наши отечественные ученые, в частности В.Ю. Катасонов и М. Г. Делягин3. Действительно, для поддержания идеологии потребления требуется информационное обеспечение субъектов рыночного хозяйства. Дело в том, что информация является неодушевленным субъектом управления и оказывает воздействие на общество. С одной стороны, влияя косвенным путем, различного рода рекламные ролики и продукты кинематографа, не говоря уже об инструментарии интернет-ресурсов, создают предпосылки для заведомо запрограммированного поведения потенциальных покупателей. С другой стороны, промышленное производство изготавливает всё новые материальные блага, отличающиеся своей декларативной неординарностью. Приверженность общества «модным проектам» описывается психологией следующим образом: «Кстати, удерживается внимание на объекте только в том случае, если в нем открываются всё новые и новые стороны»4. Действительно, комплекс современных потребностей общества включает наблюдение за новыми продуктами. Некоторые сторонники следят за тем, чтобы их автомобиль соответствовал последнему тренду, другие активно выбирают одежду из новой коллекции, а третьи каждый вечер смотрят новоиспеченные фильмы. Парадоксы так называемой рыночной экономике не чужды, скорее очевидны – как посылы к необходимости серьезного их изучения.

Таким образом, организация народного хозяйства является сложнейшей задачей не только экономической науки, но и всех остальных. Только путем слаженного сотрудничества интеллектуального сообщества можно добиться действительных результатов. Настоящая работа отражает попытку объективного осмысления проблем экономики и жизнеустройства общества. На наш взгляд, народнохозяйственный комплекс следует рассматривать без отрыва от экологических, социологических и политических наук. В силу зависимости общества от состояния окружающей среды основой экономики народного хозяйства служит именно природно-экологический фундамент. Решение хозяйственных задач без учета биосферно-совместимого фактора является грубым упущением. Уровень потребления материальных благ, по мнению автора, нуждается в тщательном разграничении. Организация производства на основе постоянного потребления продуктов с искусственным снижением качества с целью количественной реализации не выдерживает критики. Вместе с тем формирование образа потребителя средствами массовой информации, как ценностно-ориентационной функции общества, позволяет сделать вывод о возможности воздействия на идеологию современности.

Литература:

1. Леонтьев В. В. Избранные произведения: Т. 1: Общеэкономические проблемы межотраслевого анализа. М.: Изд. Экономика.2006. С. 391.
2. Губанов С. С. Державный прорыв. Неоиндустриализация России и вертикальная интеграция (серия «Сверхдержава»). М.: Книжный мир, 2012. С. 138.
3. Катасонов В. Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации». М.: Институт русской цивилизации, 2013; Делягин М. Г. Практика глобализации: Игры и правила новой эпохи. М.: Инфра-М., 2000.
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л., 2006. С. 32.