Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №3 (44) март 2014  Рубрика: Филологические науки

Влияние русской литературы на формирование духовности россиян

Р. Х. Хайдарова, ст. преподаватель,
Л. З. Самигуллина, ст. преподаватель,
кафедра гуманитарных и социально-экономических наук,
Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета,
г. Октябрьский, Россия
В статье рассматриваются вопросы формирования духовности российского народа, отмечается особое влияние на нее таких факторов, как православие, праведничество, христианское миропонимание, и других общечеловеческих ценностей. Именно с христианством Н.С. Лесков связывал духовную жизнь человека, народную этику, национальное сознание, самосознание, характер. В философии писателя именно человек вне зависимости от его происхождения и социального статуса, цельная личность со своими нравственными устоями является единственной непреходящей ценностью. Среди гнетущего бескультурья, отсталости и нищеты автору удалось рассмотреть выдающуюся одаренность и высокое призвание простого российского народа. Жизнь по законам любви и добра, помощь нуждающимся – основные постулаты философской концепции писателя. Авторы статьи исследуют особенности художественного мировосприятия Лескова, отмечают его вклад в русскую литературу и влияние мировоззренческих взглядов писателя на современное российское общество. Пронзительный реализм Лескова, его осведомленность о жизни и быте родного народа вместе с умением раскрыть величие и трагические судьбы национальных самородков – всё это ставит автора в ряд выдающихся русских писателей, делает его творчество ярким и значимым для всех эпох.
Ключевые слова: духовность, Лесков, праведники, православие, русский национальный характер, русская духовная культура, нравственные поиски, национальная святыня, религия как первоисток духовности, нравственные заповеди

На примере творчества Н. С. Лескова «Запечатленный ангел»

Проблема духовности народа представляет собой большой интерес для современной науки. Вопросы русской духовности рассматривались в работах известных философов и культурологов, таких как Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачев, В.Р. Мединский, В.С. Соловьев, отмечавших, что на формирование русского человека испокон веков оказывали влияние такие духовные факторы, как язычество, православие, русская литература, социалистическая и коммунистическая идеологии, русская и зарубежная философия и т. п.

Исследователи утверждают, что еще со времен А.С. Пушкина русские писатели-реалисты считали личность не только продуктом социальных обстоятельств определенного времени, но и отмечали влияние на нее многовекового исторического развития Российского государства, а также традиционного почитания ею национальных святынь, которые воздействовали на формирование ее внутреннего самосознания несомненно больше, чем окружающая общественная среда.

«Духовное “самостоянье” героя в русской литературе всегда являлось надежным источником противодействия и сопротивления социальным обстоятельствам. Русские писатели не идеализировали человека. Начиная с Пушкина, русская литература утверждает не гуманизм обожествившего себя человека, а гуманизм, основанный на сознании, что образ человека держится силою более высокой, чем он сам»1.

Другие авторы также убеждены, что исследование духовной целостности народа следует начинать именно с религии как первоистока духовности. Религия Руси – православие – «всегда играла определяющую роль в формировании главных жизненных ценностей (представлений о цели и смысле жизни, счастье), ценностей межличностного общения (честность, доброжелательность, гостеприимство), мировоззренческих, моральных, эстетических и других, являясь тем самым одним из главных факторов формирования русской духовной культуры»2.

Великий русский писатель Н.С. Лесков оставил глубокий след в русской литературе именно потому, что сумел передать в своих произведениях характер русского человека, своеобразное лицо России, угадать в ее нищем народе духовную силу, способную на великие свершения. Именно эти черты лесковского творчества имел в виду Л.Н. Толстой, называя Лескова «писателем будущего».

Значение литературы, по мнению Лескова, в том, что она воспитывает «умы и сердца», возбуждает в читателях «добрые чувства и честные мысли», активно переустанавливает ложные точки зрения, упрочивает влияние «человечественных» отношений. Автор считает, что важна личность художника-создателя, который собственным примером должен воспитывать читателя, оказывать на него положительное влияние. В целом ряде его статей, повестей и рассказов в центре повествования личность художника, его чаще всего трудная и даже трагическая судьба.

Обращаясь к жизни народа, Лесков нашел среди простых людей подлинно героические личности, и это позволило ему обрести веру в будущее России. Поиски оригинального, своеобразного героя привели писателя к созданию «богатырей духа», носителей основных качеств русского народного характера.

В повестях «Соборяне», «Запечатленный ангел», «Несмертельный Голован», «Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник», в цикле «Печерские антики», в рассказах на мотивы библейских легенд, в исторических хрониках «Старые годы в селе Плодомасове», «Захудалый род», во многих рассказах Лескова 70-х – 80-х годов XIX столетия мы находим типы идеальных людей – представителей разных сословий России. «Праведники» имеют свое особое лицо. Их стремление к добру, к поискам истины, к защите обездоленных активно и страстно. Это не сочувствователи, а борцы, отдающие себя людям до конца. Это люди несгибаемых характеров, широкой натуры, близкие к былинным русским борцам.

С точки зрения обычного человека праведники – это чудаки, они борются со строем, порождающим угнетенных и оскорбленных. Судьба их трагична, но сила духа неколебима: они готовы к жертвам.

Пробудившаяся личность в произведениях Лескова вступает в непримиримый конфликт с деспотическим строем. Эта личность живет не в дворянских просвещенных усадьбах и не только в среде разночинцев – демократов или мыслящей интеллигенции – она в самой гуще народа.

«Праведники» Лескова очень конкретные, живые люди, с горестной и трудной судьбой. Но в них явственно видны и черты, делающие их выразителями дум народных, духовными вождями его.

Герой рассказа «Запечатленный ангел» также не лишен слабости, нередко совершает рискованные и необдуманные поступки, но в то же время он наделен необычайной духовностью, честностью, неподкупностью. Никита Рачейсков живет с верой в то, что каждый человек самые ответственные моменты своей жизни проживает по своей «неподкупной совести».

Выросший на почве своего времени, Лесков вместе с тем воспринял богатое историческое наследие русской духовной культуры. Зная великое множество сказаний, притч, легенд, былин, песен и анекдотов, он изображал жизнь, слитую воедино с народнопоэтическим миросозерцанием.

«Запечатленный ангел» – это рассказ в рассказе, переданный участниками события, случившегося с артелью староверов-каменщиков под большим городом на Днепре – реке, где «большой и ныне весьма славный каменный мост стоит».

Со святынею, иконой, хранимою в этой артели, связаны основные происшествия, переданные в живом повествовании старовера – артельщика Марка Александровича. Похищение иконы и обретение ее составляют внешний сюжет произведения. Глубинный же смысл его возникает из самого описания характеров и обстоятельств.

Трогательные образы безгневного старца Павмы и отрока Леонтия, совестливого и добродетельного мужа, удивительного художника-изографа Севастьяна и других создают целую галерею тружеников и молитвенников, мастеров-умельцев. Все они одухотворены верою Христовой, ощущением себя с Богом.

Скрытая символика рассказа, повествующего о чудном воссоединении раскольников-староверов с православной церковью, очевидна: к этому приводит словно направляющий действия артельщиков ангел (изображенный на иконе архангел Михаил, покровитель Киева, где, по всей видимости, и происходит действие).

Конец рассказа, «чудесное воцерковление» артельщиков, вызвал скептическое отношение современников. Однако он не только художественно закономерен, согласно жанру святочного рассказа, но и соприроден коренному взгляду писателя, остро ощущавшего основную задачу России: единство русского народа.

В сознании лесковских праведников, как правило, сливаются обыденные интересы и жажда лучшего; они исполнены стремления к добру и деятельной красоте. Мыслящие своеобычно, но здраво, ищущие правду и одновременно глубоко убежденные в неколебимости нравственной заповеди, они – люди долга, соприродные своему народу и необыкновенно искренно любящие свою родину. Долг для них не пустая формальность, не деяния «по традиции», но дело жизненного убеждения, залог мира в душе. Честность и добросовестность в отношении к своему делу и к окружающим людям идут у них «от сердца». Причем их прирожденное чувство долга не имеет у них ничего общего с рабскою покорностью, ибо при неизменной их скромности всегда сочетается с чувством человеческого достоинства. Некоторые из этих героев не в состоянии подняться до больших обобщений, судят о жизни по своему непосредственному опыту, но неизменно своим личным примером стремятся послужить людям.

Лесковские герои, великие своей человечностью «веселые великомученики любви своей ради», «не уходят от мира», но «неразумно лезут в густейшую грязь земной жизни, где погряз человек»3. В их сознании неизменно живет мечта, «искра божия», идеал. Всё это отражается в их настроениях в соответствии с духом времени – то как святой «завет предков», то как ощущение долга «перед богом и людьми», воплошающего по существу своему мысль о вечной народной мечте – справедливости.

Вопросы духовности волновали лучшие умы российского общества на всех этапах его развития. В поисках духовной нравственности в современную эпоху оно зачастую обращается к своим первоосновам, которые Н.С. Лесков видел в духовной силе русского человека как в единственном средстве против безверия, лени, распущенности и других пороков. Писателю удалось разглядеть в нищем многострадальном народе те светлые стороны русской жизни, которые свидетельствуют о величии русского народного духа и дают современному читателю надежду на духовное возрождение российского общества.

Литература:

1. Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Методические рекомендации к учебнику Ю.В. Лебедева «Русская литература ХIХ века. 10 класс». М.: Просвещение, 2004. С. 3.
2. Макаров Д.В. Идея преображения в русской духовной культуре // автореф. дисс. … д-ра культурологии. М., 2009. С. 6.
3. Горький М. Н.С. Лесков. Электронная библиотека «Классика». URL: http://az.lib.ru/l/leskow_n_s/text_00392.shtml (дата обращения 06.01.2014).