Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №2 (43) февраль 2014  Рубрика: Педагогика и психология

Типология педагогических условий по обеспечению самостоятельной работы студентов в вузе

Т. Г. Затеева, ст. преподаватель,
кафедра математики и информатики
Ставропольский государственный педагогический институт,
г. Ставрополь, Россия
В статье представлена типология педагогических условий, выделены ее структурные компоненты: организационные, содержательные, технологические, методические, управленческие, кадровые. Автор подчеркивает необходимость соблюдения педагогических условий с целью повышения уровня самостоятельности в учебно-познавательной деятельности студентов, более рациональной организации и повышения качества выполнения самостоятельных работ, что является одним из условий формирования профессиональной компетентности и в дальнейшем – успешной профессиональной социализации.
Ключевые слова: педагогическое образование, самостоятельная работа студентов, педагогические условия, типология педагогических условий, оптимизация самостоятельной работы

В настоящее время самостоятельная работа студентов рассматривается как один из наиболее важных компонентов профессионального образования. В новых образовательных стандартах третьего поколения значительное количество часов – более 50 процентов от максимальной учебной нагрузки – отводится на самостоятельную работу студентов. Связано это с тем, что самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебно-познавательной деятельности и способствует получению более прочных и глубоких знаний, формированию умений и навыков, соответствующих выбранной профессии, профессиональному становлению и развитию будущих специалистов.

Организация самостоятельной работы студентов – достаточно сложная и трудоемкая работа, если только не подходить к этому виду учебной работы формально. Результаты и качество учебной деятельности зависят от уровня готовности студентов к самостоятельной работе и навыков, от степени их готовности к преобразующей учебной и исследовательской деятельности, которая определяется личной подготовленностью к этому виду учебной работы, желанием заниматься самостоятельно и возможностью реализовать это желание, а также от степени сформированности самостоятельности мышления.

Современное общество и условия рынка труда ставят перед высшей школой задачу подготовки специалиста профессионально активного, знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. Эта задача решается через поиск содержания, форм, методов и средств учебно-воспитательной работы, обеспечивающих более широкие возможности для развития способности к самостоятельной регуляции учебных и поведенческих действий, саморазвитию и самореализации личности. На необходимость и важность формирования самостоятельности в студенческом возрасте делается акцент в работах В.В. Давыдова, В.С. Мерлина, Д.Б. Эльконина, П.И. Пидкасистного, Т.И. Шамовой, А.А. Миролюбова, А.И.Зимней и др.

Определяя понятия «самостоятельность», «самостоятельная работа», «самостоятельная познавательная деятельность», авторы указывают на возможность повышения качества знаний и обучения за счет применения в учебном процессе профессиональной школы самостоятельной работы.

Однако, как показали исследования М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича (90-е годы XX века), в большинстве своем студенты не умеют работать самостоятельно, демонстрируя неумение правильно распределить свое время, организовать свою самостоятельную работу, а также отсутствие понимания необходимости планирования своей работы, что в конечном итоге ведет к снижению качества образования1.

В свете нынешних реформ системы образования (особенно высшей школы) и перехода к обучению по новым образовательным стандартам вопрос организации самостоятельной работы студентов не потерял своей актуальности и, оставаясь одной из важных и обсуждаемых проблем преподавания, приобретает особую значимость и требует дальнейшего исследования. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть различные подходы к определению, пониманию сущности и содержания самостоятельной работы и ее методов, так как именно методически грамотно и рационально организованная самостоятельная работа является одним из условий формирования профессиональной компетентности и в дальнейшем – успешной профессиональной социализации студентов.

По мнению профессора А.А. Миролюбова, самостоятельная работа в современной методике преподавания в школе и вузе обязательно соотносится с организующей ролью учителя. Под самостоятельной работой в дидактике, указывает А.А. Миролюбов, понимают разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся на классных и внеклассных занятиях или дома, без непосредственного участия учителя, но по его заданиям2.

По мнению академика П.И. Пидкасистого, самостоятельная работа студентов выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию и в специально отведенное для этого время3. В высшей школе, указывает исследователь, самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе4.

Психолог А.И. Зимняя отмечает, что самостоятельная работа – это деятельность, регулируемая самим студентом, внутренне мотивируемая, целенаправленная и выстроенная самостоятельно в совокупности выполняемых действий (по процессу и результату выполнения самостоятельной работы). Самостоятельная работа, отмечает автор, требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности и доставляет учащемуся удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания5.

Исходя из этих определений самостоятельную работу студентов можно рассматривать как организованную форму обучения: с одной стороны, как вид деятельности, способствующий развитию познавательного интереса, а с другой – как совокупность, систему педагогических условий, обеспечивающих управление самостоятельной деятельностью студентов и способствующих процессу самопознания и саморазвития.

Одним из ведущих качеств личности, которое выражается в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами, является самостоятельность. Поэтому в данной работе мы будем придерживаться мнения, что самостоятельная работа – это система педагогических условий, обеспечивающих не только управление, но и самоуправление самостоятельной деятельностью студентов, направленных на их профессиональную социализацию.

Самостоятельная работа, реализуемая в процессе аудиторных и внеаудиторных занятий, при выполнении творческих индивидуальных или групповых проектов, учебных задач, на консультациях с преподавателем, в беседах с куратором, дома, в общежитии требует соответствующих условий организации.

Это обеспечение дидактическими пособиями, учебно-методическими комплексами дисциплин, фондом оценочных средств, технологиями инновационной работы преподавателей со студентами, словарями, методическими рекомендациями по изучению дисциплин, написанию рефератов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ.

Кроме того, необходимо обеспечить специализированные помещения для работы больших и малых групп, индивидуальных занятий, свободный день для работы в библиотеке, интерактивных форм обучения, способствующих стимулированию познавательного интереса, активности, мотивов самовоспитания и самообразования.

В этом же ключе работают факультет дополнительного образования, студенческое самоуправление, институт тьюторов, специальные курсы, обучающие студентов самостоятельной научной и исследовательской работе, факультеты повышения квалификации преподавательского состава и т. п.

Таким образом, перечисленные выше условия, способствующие более рациональной организации самостоятельной работы как в учебной, так и во внеучебной деятельности можно определить как педагогические и составить следующую типологию педагогических условий:

Организационные условия – к ним относятся все те педагогические условия, которые способствует саморазвитию, самообразованию, самоопределению студентов. Это институты кураторов, тьюторов, службы психологической поддержки, службы сопровождения и поддержки профессионального самоопределения студентов. Тьюторы групп должны уделять большое внимание вопросам самовоспитания и саморазвития личности студента, воспитания любви к своей будущей профессии, созданию благоприятного микроклимата в студенческой среде, повышению у студентов престижа знаний, формированию осознанного отношения к учебе, стремления самостоятельно получать необходимую информацию для успешного освоения учебного материала. Они должны использовать в совокупности методы, формы, средства и приемы педагогического и, с особой осторожностью, психологического воздействия на сознание студента: невербальные, эмоциональные методы воздействия, индивидуальные беседы, групповые тематические лекции, рассказ, внушение. Консультируя студентов по различным вопросам, тьютор создает образовательную среду, позволяющую не только получать знания, но и решать реальные проблемы. Службы психологической поддержки призваны способствовать решению многих проблем, одной из которых является проблема социализации, в том числе и профессиональной. Основной целью деятельности таких служб является психологическое сопровождение участников образовательного процесса, содействие их личностному росту, профессиональному становлению и самосовершенствованию, а также создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья всех участников образовательного процесса.

Содержательные условия – наличие специальных курсов, таких как «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов», «Методика самостоятельной работы студентов», позволяющих студентам более успешно организовать свою учебную и внеучебную самостоятельную работу, направленную на профессиональную социализацию. Информационная, координационная, разъяснительная, организационная, аналитическая деятельность, реализующаяся отделами педагогической практики через организацию профессионального обучения и связь с образовательными учреждениями.

Технологические условия – использование при обучении студентов самостоятельной работе инновационных технологий, интерактивных форм обучения. В частности, использование в процессе обучения студентов деловых игр. Игровая обстановка дает возможность не только не бояться ошибок, но и интеллектуально раскрепощает и активизирует творческий потенциал личности.

Методические условия – наличие учебно-методических комплексов дисциплин, содержащих задания для самостоятельной репродуктивной, творческой работы, задания для проектной деятельности, с наличием рекомендаций по выполнению работ.

Управленческие условия – структура студенческого самоуправления. Являясь формой организации жизнедеятельности студенческого коллектива, которая обеспечивает развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей, студенческое самоуправление играет значительную роль в процессе профессионального становления личности и воспитания лидерских качеств. Студенческое самоуправление может быть представлено студенческим ректоратом; студенческими советами факультетов; советами общежитий института; студенческими объединениями вуза; первичной профсоюзной организацией студентов.

Кадровые условия – курсы повышения квалификации преподавательского состава, получение дополнительного образования по управлению и менеджменту образования, заинтересованность преподавателей и студентов в достижении результатов самостоятельной работы.

Таким образом, в представленной типологии педагогических условий можно выделить основные инструменты, позволяющие организовать процесс обучения и управления самостоятельной работой студентов. На наш взгляд, обеспечивая выполнение указанных условий, можно прогнозировать повышение уровня самостоятельности в учебно-познавательной деятельности студентов, а также качества выполненных самостоятельных работ, что необходимо повлечет за собой и повышение качества образования.

Литература:

1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы: учебное пособие / М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, С.Л.Кандыбович. Харвест, 2006. С. 93.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. М.: МПСУ, 2010. С. 250.
3. Пидкасистый П. И., Пасекутов А. Е. Навыки самообразования – важнейшая цель обучения / П.И. Пидкасистый, А.Е. Пасекутов // Вестник высшей школы. 1987. Вып. 4. С. 32.
4. Пидкасистый П.И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого-дидактические основы ее классификации / П.И. Пидкасистый // Проблемы активизации самостоятельной работы студентов. Пермь, 2000. С. 50.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. М.: МПСУ, 2010. С. 256.
Яндекс.Метрика