Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №1 (42) январь 2014  Рубрика: Экономические науки

Тенденции рынка дистанционной торговли в России

И. Н. Хомич, аспирант,
кафедра экономики и управления народным хозяйством,
Волгоградский институт экономики, социологии и права,
г. Волгоград Россия
Переход к рыночным отношениям в конце XX века в России изменил структуру и характер хозяйственных связей коммерческих, транспортных и финансовых организаций. Дистанционную торговлю многие считают новым видом торговли, но на самом деле много времени прошло с тех пор, как человечество придумало такую форму товарно-денежных отношений. В данной статье рассматриваются тенденция развития рынка дистанционной торговли в России и факторы, влияющие на ее развитие. Рассмотренны основные каналы торговли дистанционным способом и их конкурентное преимущество друг перед другом.
Ключевые слова: дистанционная торговля, электронная площадка, телемагазин, электронная коммерция, почтово-каталожная торговля, предприниматель, аудитория потребителей

В России продажи дистанционным способом сейчас используют все торгующие компании. Для охвата большей аудитории потребителей многие традиционные магазины комбинируют каналы традиционной и дистанционной торговли. Для тех, кто не пользуется Интернетом, существуют телемагазины, а для тех, у кого нет телевизора – товарные каталоги.

Развитие дистанционной торговли вот уже который год остается одним из главных трендов на потребительском рынке, но тем не менее Интернет, телевидение, каталог – это только средства, данные в помощь обычному бизнесу. Снять ролик, написать программу для электронного магазина или выпустить каталог несложно, а вот наладить инфраструктуру, чтобы все системы работали слаженно, в России большая проблема, тем более что в этой области существуют не только внешние сложности, такие как логистика, несовершенное законодательство и несформированность стандартов отрасли, но и внутренние противоречия.

Одна из серьезных проблем дистанционной торговли в России, это некачественный сервис. Большинство предпринимателей не задумываются над перспективами бизнеса и нуждами потребителей, так как не имеют конкурентов и поэтому просто «снимают сливки». Созданные наспех бизнес-планы, основанные на лозунгах, не содержат таких ключевых для бизнеса моментов, как маркетинг и логистика. Занимаясь раскруткой своего бизнеса, предприниматели не отдают должного внимания развитию внутренней инфраструктуры.

Доставки заказа приходится ждать несколько дней, а то и недель. Многие работают по принципу – «когда закажут, тогда и закупим». При этом если товара нет на складе, клиенту, как правило, даже не перезванивают. Отсроченная реакция на заявку, ошибки при формировании заказа, затянутые сроки доставки, низкое качество товара, брак и невежливость персонала создают неблагоприятное мнение у потребителей о дистанционной торговле.

Вторая проблема – это невысокий уровень подготовленности предпринимателей к участию в процессах дистанционной торговли, а некачественное управление и непродуманные бизнес-планы влекут большие убытки и дестимулируют инвестиции в российский сектор дистанционной торговли. В России очень мало компаний соответствующей организационно-правовой формы, работающих с четкой структурой, грамотным бизнес-планом, четкой стратегией выхода на рынок и вразумительной маркетинговой политикой. Поэтому, по статистике, в России из десяти открывшихся магазинов дистанционной торговли в первый год выживает только один, а большинство из выживших пребывают в стадии стагнации. Но участники рынка с оптимизмом смотрят на перспективы развития дистанционной торговли и прогнозируют увеличение объема более чем на 45%. Аналитики же считают, что рост рынка будет несколько ниже, и доля дистанционной торговли в объеме ВВП составит не более 2%, а количество покупателей будет увеличиваться с каждым годом до 25%. При этом усилится и конкуренция на российском рынке с ведущими мировыми магазинами дистанционной торговли1.

По нашему мнению, российские предприниматели сферы дистанционной торговли в обозримом будущем вряд ли смогут соревноваться с зарубежными компаниями. Выручка одной только Аmazon.com за 2011 год почти в шесть раз превышает оборот дистанционной торговли в России2. В Европе и в США много компаний в сфере дистанционной торговли c выручкой от 1 млрд. долларов (США) в год, что позволяет им снижать себестоимость единицы товара, обновлять ассортимент четыре раза в год, устраивать 70-процентные распродажи. Особенно это касается немецких магазинов дистанционной торговли. Они с удовольствием отправляют в нашу страну не только мелкие, но и крупногабаритные вещи. Причем их итоговые цены, даже с учетом доставки, на 30–50% ниже тех, что действуют на нашем рынке, потому что они имеют прямой доступ к закупкам западных товаров. По результатам 2012 года объем посылок из-за рубежа составил 30 млн. штук, из которых 21,6 млн. – это заказы в иностранных магазинах3.

В настоящее время международная посылка облагается пошлиной только в том случае, если ее стоимость превышает 1 тыс. долларов либо ее вес превышает 31 кг. Поэтому зачастую беспошлинный вывоз товаров используется российскими предпринимателями для последующей перепродажи, в связи с чем от российских таможенников поступило предложение обложить посылки, отправленные иностранными магазинами, таможенной пошлиной от 1 до 10%. Предполагается, что это приведет к повышению стоимости зарубежного товара и поможет российскому бизнесу.

По данным исследования «Яндекс.Маркет» и GfK, за последний год свою первую покупку в российском интернет-магазине сделали 26% респондентов, а в иностранном – 22%, притом что три года назад показатели у российских магазинов были 41, а у иностранных – 21%4. Для русского покупателя главная трудность при оформлении покупки в зарубежных интернет-магазинах – это языковой барьер, но в последнее время крупнейшие зарубежные торговцы запустили русскоязычные сайты, так как емкость российского рынка очень привлекательна. Поэтому автор считает, что российскому предпринимателю, чтобы не просто удержаться в торговле дистанционными способами, но и получать прибыль, надо перенимать опыт иностранных бизнесменов и ориентироваться на потребителя.

По мнению автора, розничная торговля посредством Интернета имеет большой потенциал для роста, притом что в ближайшие пять лет предполагается увеличение количества покупателей из регионов – доля регионов достигнет более чем 80, а количество покупателей вырастет до 60%. Общее количество покупателей в течение пяти лет удвоится, в то время как объем рынка интернет-торговли вырастет почти в полтора раза5.

Еще один перспективный вид дистанционной торговли для России, это продажи посредством каталога. Можно сказать, что этим видом дистанционной торговли сейчас охвачена самая большая аудитория потребителей, но если смотреть на опыт Германии, то там объем каталожной торговли снижается, что, по мнению автора, связано с жизненным циклом каталога как продукта. В Германии такой бизнес появился еще 60 лет назад. А жизненный цикл каталога в России находится на гораздо более ранней стадии, но имеет конкурента – Интернет, поэтому чем быстрей Интернет будет завоевывать потребителя, тем короче будет жизненный цикл каталога в России. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, среди тех, кто ежедневно выходит в сеть, 76% составляет молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. По данным «Левада-центра», среди россиян моложе 25 лет пользователей Интернета 91%, в возрасте 25–40 лет – 84, а старше 55 лет – 23%6. Из данных видно, что в ближайшее десятилетие каталожная торговля будет востребована на российском рынке в связи с тем, что большая часть покупательской аудитории старше 55 лет не пользуется Интернетом.

С интернет-торговлей по числу потребителей в России конкурируют также телемагазины. В настоящее время телевизионным вещанием охвачены 99,1% населения России, в том числе сельского— 97,8%. Это около 85 млн. телевизоров, при этом целевая аудитория – не только домохозяйки и пенсионеры, но и большая часть трудоспособного населения регионов7.

Ниша российского рынка торговли через телемагазин уже распределена, и новым игрокам очень тяжело, можно даже сказать невозможно выйти на рынок. У крупнейших участников свои договоренности с провайдерами телевизионных каналов, которым они платят за каждого потенциального клиента, чего не может позволить себе начинающий предприниматель.

Все российские телемагазины закупают товары у одних и тех же поставщиков, при этом они не ориентируются на потребителя, полагаясь только на интуицию, что ведет к невостребованности предлагаемого товара. Если сейчас понаблюдать за роликами телемагазинов, то можно заметить, что все они рекламируют один и тот же товар, различающийся лишь названиями. При этом видно, что данный сектор дистанционной торговли находится в стадии стагнации. Главная причина неуспеха, по мнению автора, в плохом менедж менте, который за двадцать лет существования телемагазинов на российском рынке не изменил подходы к управлению, притом что жизненный цикл телемагазинов на данный момент ничем не ограничен.

Быстрая доставка товара, возможность оперативного отслеживания остатков на складе и различные системы оплаты, то есть оптимизация этого вида торговли позволяет не терять покупателей – эти процессы важны для всех каналов розничной дистанционной торговли. Чтобы идти в ногу со временем и конкурировать с мировыми игроками, нужно стремиться охватить максимальную аудиторию потенциальных покупателей на территории всей страны, в том числе и тех людей, у которых ограничены возможности использования стационарных магазинов.

Анализируя потенциал оптовой торговли дистанционным способом, по мнению автора, можно с уверенностью сказать, что торговля между крупными игроками рынка в Интернете (электронные торги) развивается и поддерживается государством. При этом мелкооптовая торговля представлена скудно и не ориентирована на потребителя. Основной сегмент оптовой дистанционной торговли – это крупные и средние компании, поскольку именно они являются одновременно и теми, кому это реально нужно, и теми, кто может вкладывать средства в развитие электронных площадок.

По нашему мнению, в ближайшие семь лет электронные площадки будут активно развиваться, пока в лидеры не выйдут три-четыре компании и не поделят рынок между собой. Многие предприниматели уже сейчас делают ставку на федеральную контрактную систему, призванную заменить в будущем закон о государственных закупках, который своим жестким ограничением процедур консервирует рынок госзакупок.

На данный момент рынок электронных закупок еще не сформировался ввиду недостаточного количества коммерческих площадок для современной конкурентной торговли. Автор считает, что все торговые площадки в интернет-пространстве должны быть подчинены единым стандартам, прозрачны, застрахованы и иметь доступ к организации торгов в государственном секторе. Большой выбор заказчиков в рамках контрактной системы способен обогатить рынок новыми технологиями. Благодаря этому процессу использование электронных площадок для оптовой торговли станет не только модным, но эффективным.

По нашему мнению, потенциал российского рынка дистанционной торговли можно считать перспективным и в розничной и в оптовой торговле. Однако прогнозы бурного развития торговли в Интернете не оправдались. Как показывает практика, дистанционная торговля в России – просто еще один канал воздействия на потребителя и дополнительный способ продаж. Появление и развитие торговли посредством Интернета в нашей стране является не более новационным событием, чем продажи по каталогам и телевидению. Автор считает, что какие-то из этих каналов в будущем полностью вытеснятся интернет-торговлей, а какие-то будут существовать параллельно. Сегодня все эти возможности могут быть использованы предпринимателями для расширения аудитории потребителей и собственно бизнеса.

Литература:

1. InSales: Аналитический отчет «Рынок интернет-торговли в России». URL: http://www.insales.ru/blog/wp-content/uploads/2013/04/
2. Коммерсант.ru. [Электронный ресурс]. Шопоголики без границ. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1857866
3. Ищенко Н. Российские интернет-магазины стали привлекать меньше новых покупателей. URL: http://www.vedomosti.ru/companies/news/19268391/gonka-za-pokupatelem
4. Dengiledi.ru //новости// [Электронный ресурс]. Россияне активно покупают в иностранных интернет-магазинах. URL: http://dengiledi.ru/rossiyane-aktivno-pokupayut-v-inostrannyx-internet-magazinax.html
5. Исследование рынка электронной торговли в России. Агентство DISCOVERY RESEARCH GROUP-2012. [Электронный ресурс]. www.rbk/ru
6. Bizhit.ru. Интернет в России // Количество пользователей интернета в России и другие показатели веб-аудитории. URL: www.bizhit.ru/index/users_count/0-151
7. Исследование рынка электронной торговли в России. Агентство DISCOVERY RESEARCH GROUP-2012. [Электронный ресурс]. www.rbk/ru