Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №1 (42) январь 2014  Рубрика: Экономические науки

Цели и принципы духовно-нравственной экономики

Н. А. Куликова, канд. филос. наук, первый проректор,
Д. Э. Каратеев, аспирант,
начальник Центра новых информационных технологий,
Уральский институт бизнеса,
г. Екатеринбург, Россия
В статье раскрывается новый тип экономики – духовно-нравственная экономика, существенно отличающаяся от либерально-рыночной. В ряду главных отличий – цели, ценностные основания, собственные экономические категории и принципы. Представлена группировка основных принципов.
Ключевые слова: духовно-нравственная экономика, хозяйственный инстинкт, социальные процессы, нравственность, духовность, православные и духовные принципы, морально этические нормы экономики, духовное совершенство современного человека, духовные законы

Социально-экономические процессы, происходящие в России на протяжении последних двадцати лет, и их результаты свидетельствуют о том, что наша страна находится в глубоком, затяжном, всеохватывающем кризисе. Как отмечают исследователи, это обусловлено такими факторами, как смена государственного строя, переход на новый технологический уклад, который совпал у нас со сменой основного способа общественного производства, демократические преобразования по западным «рецептам»1, настойчивые попытки новой власти «привязать свой челнок к корме большого корабля, заранее солидаризируясь с его курсом и направлением». Однако основные параметры кризиса – его системность и длительность – показывают, что главная его причина коренится в потере самосознания русского народа, в сломе нравственных императивов в жизни общества, в измене национальным традициям и устоям, в смене ценностных координат и, самое главное, в духовной дезориентации большинства населения.

Еще в середине ХХ века великий русский мыслитель И. А. Ильин отмечал: «Христианское человечество переживает глубокий религиозный кризис. Широкие слои людей утратили живую веру и отошли от христианской церкви. Но, отойдя от нее, многие не остались к ней безразличны: они усвоили себе настроение отчужденности, осуждения и вражды … Таким образом, в пределах самого христианского человечества … образовался широкий антихристианский фронт, пытающийся создать нехристианскую и противохристианскую культуру»2.

Опыт – критерий истины, а дерево узнается по плодам. Хозяйствование без свободы инициативы в советском государстве создало пропасть между хозяйственным инстинктом человека и хозяйственной деятельностью, что привело к оскудению хозяйственной сметки и личного интереса, свойственных свободному труду. Однако хозяйствование без обуздания частно-собственнического инстинкта – бездуховного, эгоистического и бездумного, настроенного на эксплуатацию и разбой, без укоренения в нравственные основания общественной жизни, без духовных основ – становится хищническим по отношению к природе и ведет к асоциальным ситуациям и кризису экономики и культуры.

Размышляя о природе хозяйственного инстинкта, И. А. Ильин писал: «В будущем придется считаться с той аксиомой, с тем фундаментальным положением, что хозяйствование никоим образом не есть деятельность, безотносительная к нравственности. Укорененная в инстинкте и проистекающая из него, она должна регулироваться духовностью; ни в теории, ни на практике она не должна рассматриваться как нечто стихийное, самовластное, выходящее за этические рамки. Бездуховный инстинкт культуру не создаст и вообще ничего не создаст ни в какой области …. Хозяйство – это социальный процесс, и именно это обстоятельство  обязывает человека к социальности»3. Эти меткие формулировки выражают, на наш взгляд, главное в историческом опыте русского народа – неприятие самовластности рыночных механизмов, стремление к творческому воплощению высших духовных смыслов в повседневности, в хозяйственной практике, в личном труде, в собственном деле, в служении всей общественной и личной жизни.

Исходя из этого, сегодня необходимо переосмыслить основы методологии экономической науки и в первую очередь поставить вопрос о цели хозяйственной деятельности, которая в конечном счете является производной от цели и смысла жизни человека.

Главная цель человека бездуховного и безнравственного можно сформулировать, если обобщить все целевые установки, как достижение максимально комфортного его существования в земной жизни. Чувство комфорта достигается удовлетворением желаний, непременно постоянно растущих (душевную пустоту надо все время чем-то заполнять). Такой человек – идеальный потребитель материальных благ, поэтому целью либерально-капиталистической экономики становится безграничный рост материальных благ – прибыль любой ценой (ценой хищнической и безответственной эксплуатации природы, нравственной деградации человека, его духовного опустошения, в конечном счете, потерей самого инстинкта самосохранения, который всегда остается главным стимулом к хозяйственному труду). Все это в итоге ведет к кризису экономики, построенной на безжалостных, эксплуататорских, коррупционных методах хозяйствования, в конечном счете – к кризису всех общественных отношений, начиная с семьи и заканчивая государством.

Цель человека нравственного, религиозного – одухотворение, преображение, спасение в Боге для вечной благой жизни, поэтому цель духовно-нравственной экономики можно определить как создание наиболее благоприятных условий для духовного совершенствования человека, его преображения, достижения святости и соединения с Богом. Духовно-нравственная экономика – это экономика активной, творческой солидарности людей как в личной, так и общественной жизни. Духовно-нравственная экономика – это новый тип национально ориентированной экономики, в которой человек в процессе хозяйственной деятельности ставит перед собой духовные задачи и руководствуется нравственными принципами и морально-этическими нормами, сформировавшимися в России под влиянием православной духовности исторически. Это единственный выход из тупика, в который ведет человечество либеральная доктрина.

«Обновленной экономической теории сегодня нужен методологический каркас, который будет отражать всю систему ценностей в нашем обществе. А для этого необходим историософский подход (национально-исторический и национально-философский) к экономике и национальному хозяйству страны»4, – отмечает профессор А. А. Олейников.

«Духовно-нравственная экономика – это экономика, базирующаяся на православных духовных принципах и нравственных нормах, выступающая как необходимое средство спасения и духовного совершенства человека»5, – формулирует профессор А. М. Миняйло, ректор Уральского института бизнеса – основоположник научного направления «Духовно-нравственная экономика».

«1150-летний опыт России убеждает в необходимости хранить верность духовному наследию, своему предназначению, духовно-нравственному идеалу, запечатленному в нашей вере и культуре, образовании и воспитании, философии и науке, укорененному в традициях, самом хозяйственном и социальном складе жизни народа»6, – пишет профессор А. П. Ветошкин, размышляя о путях строительства христианско-социалистической организации хозяйственного творчества.

Духовно-нравственная экономика может строиться в России только общностью религиозно укрепленных в православной вере людей, так как в ее основе лежат христианские духовные и нравственные ценности. Ведь именно духовно-нравственные скрепы обеспечивают самоорганизацию экономической жизни российского общества и человека, выступают одновременно и связующими звеньями с абсолютными духовно-ценностными основаниями. Исходя из этого возникает необходимость радикального пересмотра всех базовых экономических категорий и формирование новых основополагающих принципов духовно-нравственной экономики.

Рассмотрим ряд ее принципов, которые целесообразно, на наш взгляд, объединить в несколько групп.

Первая группа – базисные мировоззренческие принципы.

Философская доктрина о теоцентричности, а в православии – христоцентричности мира. Вся хозяйственная практика человека реализуется как предстояние пред Богом, каждый субъект лично ответственен перед Творцом за результаты своей деятельности и стремится к осуществлению дела Божия – добра на земле. Вот как писал об этом великий русский философ XX столетия С. Л. Франк: «Фактически основой всей общественной жизни человека, вне которой она вообще немыслима, является сознательно или бессознательно, понаслышке, традиции и привычке осуществляемое служение Богу: оно выражается в идее нравственной обязанности, которую одинаково имеет и личность, и общество … Без чувства долга, без аскетики немыслима никакая общественная жизнь; в противном случае космос общественности тотчас же разваливается на части и сменяется хаосом чистой анархии … Только общество, которое утверждено на служении правде, осуществляет и в своем целом, и в своих частях то органическое многоединство, которое есть его подлинное существо»7.

Первенство духовных законов над законами экономическими и физическими. Верховным нравственным императивом человеческого существования и поведения в обществе является христианский принцип любви к ближнему. Святой Василий Великий говорил, что любящий ближнего как самого себя, не приобретает ничего более, нежели ближний, ведь поскольку ты прибавишь себе богатства, постольку же убавишь любви. Различение добра и зла совершается по данному нам, людям, от Бога особому нравственному закону. Этот нравственный закон человек, не утративший связи с Богом, чувствует в глубине своего сознания посредством совести. Совесть и есть основа человеческой нравственности, законодатель и мздовоздаятель за безнравственные деяния.

Действие духовных законов определяет линию поведения экономического человека – всегда по большому счету выгодно то, что нравственно оправданно, сиюминутная выгода от безнравственного решения и поступка оборачивается в итоге огромными потерями (к примеру, экологические и техногенные катастрофы, личностные и межличностные трагедии – депрессии, вражда, месть и т. п.).

Вторая группа – ценностные основания.

1. Главенство абсолютных духовных ценностей (Бог, дух, душа человека, над ценностями относительными, материальными (иерархия ценностей). Ценностный мир человека – та система координат, в которой он движется к главной цели своей жизни. Идеологами рыночной экономики цель человеческой жизни представляется как нечто субъективное в своей основе – нет единой цели и смысла жизни. Понятия «успех», «успешность», которые подменяют истинную цель человеческого существования, вряд ли можно воспринимать как объективный ценностный императив, ведь успех в обществе есть продукт конкуренции, он всегда достигается за счет чего-то (или кого-то), что естественно входит в противоречие с главным духовным законом – «возлюби».

В современную экономическую науку в качестве незыблемого императива вошло положение о том, что главной целью хозяйственной деятельности человека является удовлетворение его собственных потребностей. По А. Смиту, всякий человек пользуется полной свободой следовать тому пути, который указывает ему собственный свободный интерес. В общесоциологическом плане и вне конкретного исторического контекста данное положение можно считать базовым, а саму цель рассматривать в качестве исходной предпосылки для человеческого бытия в целом. Если человек выбирает и пытается обосновать эгоистическую цель – обеспечить свое личное благополучие за счет других, прежде всего за счет интересов других людей, такая бездуховная цель лишена не только нравственного, но и рационального экономического основания.

Рынок представляют иногда как социально нейтральный механизм, как форму саморегулирования и организации экономических взаимосвязей между хозяйствующими субъектами, при таком подходе в идеале предполагается включение экономических механизмов (законов) рыночных отношений и наступление «естественного порядка» производства, обмена и распределения на взаимовыгодных и эквивалентных началах. В действительности же современная западная рыночная модель экономики развивалась и продолжает развиваться под крылом политики протекционизма, на специфических источниках накопления капитала в духе протестантизма и финансово-экономического рационализма за счет неэквивалентного обмена с исторически уходящими хозяйственно-экономическими укладами колониализма, развертывания финансово-спекулятивной, ростовщической и фиктивной экономики.

В погоне за комфортом современный человек устремляет все свои чаяния и заботы на достаток (а зачастую избыток) материальных благ, не задумываясь о главном – цели и смысле жизни и связанных с этими объективными категориями ценностях. Здесь необходима ясность в различении цели, объективно заданной, данной человеку Творцом и средств ее достижения. Вся хозяйственная деятельность человека есть лишь средство достижения главной цели жизни – спасения, преображения («обожения») человеческой природы, соединения ее с Богом, осуществления главного принципа и закона сосуществования Бога и человечества в Единстве (Церковь Христова) – закона любви. «Нет больше той любви, кто душу положит за брата своего», нет ничего более ценного, чем Истина – Бог, нет ничего более прекрасного и ценного, чем душа человека – вместилище Духа Святого, храм Самого Бога, созданная по Образу Творца и воплощающая его подобие.

Объективные, высшие духовные ценности определяют содержание нравственности, морали в обществе и формируют образ должного совершенства в виде идеала. Человек стремится к объективно значимым и высшим ценностям (Бог, Истина, Любовь, Красота, Добро, Вера) и обретает на этом пути подлинное богатство – добродетель, смирение, примирение с Богом (богатства высшего порядка). Таким образом, духовно-нравственная экономика – это экономика сбережения (человеческой души, здоровья, жизни, природы, всего Божьего творения), экономика обуздания желаний и страстей, направление всех чаяний человека к «Единому на потребу», к Богу («Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Евангелие от Матф. 6.33), средство осуществления действенной жертвенной любви к ближним.

3. Нравственность, укорененная в совести, культуре, традиции и характере русского народа есть русская идея. «Непреходящую значимость для понимания русского хозяйствования имеет духовный склад, национальное самосознание, национальный характер – то, что выражается современным понятием менталитета. Все эти сущностные характеристики с предельной глубиной выражены в русской идее. Ее духовный стержень составило православие».8 Объективное положение и роль русского народа в общероссийской межнациональной исторической общности дает основание рассматривать его в качестве естественно-исторического стабилизирующего и консолидирующего фактора межнационального согласия и братского сотрудничества народов.

Рынок сам по себе, как и гражданское общество, и правовое государство, не может быть вдохновляющей общенациональной идеологией. Бездумное копирование западной рыночной экономики в наших условиях означает отказ от своей национальной идентичности. Тысячелетний опыт страны убеждает в необходимости хранить верность духовному наследию, своему предназначению, духовно-нравственному идеалу, запечатленному в православии и русской культуре, образовании и воспитании, науке, укорененному в традициях, самом хозяйственном и социальном укладе жизни народа. «Мы должны понимать и помнить, – предупреждал И. А. Ильин, – что всякое давление с Запада, откуда бы оно ни исходило, будет преследовать не русские, а чуждые России цели, не интерес русского народа, а интересы давящей державы и вымогающей организации»9.

4. Созидательный и творческий труд как непременное свободное служение Богу и людям в процессе преображения плотского «экономического человека» в человека духовного. Сегодня необходимо восстановить авторитет и стимулы честной, созидательной и творческой деятельности. Необходимость и важность труда в осуществлении деятельной любви и преображении человека заповедана нам Богом – «В поте лица будешь добывать хлеб свой»). Как основополагающий принцип духовно-нравственной экономики созидательный и творческий труд должен быть рассмотрен в двух проекциях: работа для добывания хлеба насущного и материальных благ и труд души над преображением ветхого человека в человека духовного. Две нераздельные части единого трудового подвига созидают цельного человека и создают условия для полноценного его воспроизводства. Таким образом, работа не может занимать всё время человека, оно необходимо ему также для духовного делания (молитвы, созерцания, служения, дел милосердия и т. п.).

Тем не менее преодоление кризиса, обеспечение хозяйственной стабильности, оживление производства, восстановление инвестиционного цикла и стимулирование инновационной активности, создание нового технико-технологического уклада в экономике России потребует не только концентрации огромных финансовых средств и материальных ресурсов, но не может быть осуществлено и без реанимации главенствующей роли труда, без восстановления авторитета человека труда в обществе.

5. Принцип системности в отношении к природе, гармонизация взаимоотношений человека с природой на условиях вхождения в природные циклы и их восстановления. Дух животворит, дух созидает и творит формы. Человек, подпавший под иго бездуховности, разрушает и калечит не только природу и свою среду обитания, но и самого себя. «Без меня не можете творити ничесоже», – говорит Бог словами Евангелия. Использование уникального опыта и преимуществ русской цивилизации в сфере хозяйства и выживания в экстремальных природно-климатических условиях, а также учет долговременных последствий хозяйственно-экономической деятельности человека в естественно возобновляющемся цикле природы и космоса в целом – сегодня не просто насущная потребность, но и единственная возможность для возрождения и расцвета России. Социально-хозяйственный цикл производства и природопользования, особенно землепользования, должен быть органически увязан и соподчинен с церковным кругом жизни, который исторически – веками и столетиями был выверен, а главное, опирается на прочное духовное основание веры и сотворчество с Богом.

Экономика созидающая, а не «проедающая» хлеб наших детей – будущих поколений русских людей, должна быть сберегающей, защищающей среду обитания, нашу землю, не разбазаривающая природные ресурсы, не загрязняющая воду и воздух. Отсюда необходимы комплексная стратегическая национальная программа использования и возобновления природных ресурсов в процессе хозяйствования, разработка и внедрение безотходных технологий, строгий контроль за использованием ядохимикатов и биотехнологий, генной инженерии.

6. Любовь к Родине, привязанность к родному, ценность семьи, родного очага, патриотизм, державность как основа хозяйствования и заботы об устроении народной жизни. Сохранить Россию и ее единство можно только при сохранении национальной идентичности, которая базируется на своей системе ценностей и многовековых традициях русского народа. «Провал либеральных реформ в России, – отмечает А. А. Олейников, – подтверждает универсальность принципа, согласно которому способ производства как способ экономического бытия всегда соответствует способу жизнедеятельности как совокупности норм, традиций и стереотипов национального бытия»10. В условиях современного глобализма и навязывания «нового мирового экономического порядка» Россия должна расчетливо и результативно строить свое хозяйство, эффективно используя территорию и природные ресурсы, отлаживать взаимовыгодные связи исходя из своих общенациональных интересов и обеспечения безопасности страны.

Принципы служения и солидарности, которые веками лежали в основе соборности русского народа, должны быть актуализированы с новой силой для достижения единства народа. Конкуренция как движущая сила рыночного механизма, подпитываемая ценностными основаниями индивидуализма и неограниченной свободы человеческой личности ведет к разобщению и деградации. Господство материальных, денежных ценностей, дух потребительства и стремление к успеху (превосходству) как жизненная цель ведет к дисбалансу между неограниченными желаниями индивидуумов и ограниченными ресурсами, используемыми для их удовлетворения. Таким образом, установочной целью рыночной либеральной экономики является борьба за ресурсы как в местечковом, так и общемировом масштабе.

В основе гармоничных общественных отношений, будь то семья или трудовой коллектив, государство не могут быть частные материальные интересы, стремление к успеху, неизбежно ведущие к разобщению и социальной борьбе. В основе единения людей всегда будут нравственные начала, проистекающие из духовных ценностей, и главная из них – жертвенная любовь. Сегодня, когда российское общество, следуя либеральной доктрине Запада, развивается по пути социально-экономической патологии, не может быть и речи о росте благосостояния всего населения страны. Это – путь деградации, обнищания и вымирания народа на фоне кажущегося изобилия материальных благ.

Рациональный путь развития экономики страны с пользой для государства, общества и человека – разворот к кооперации во всех сферах производства, малого предпринимательства с государственными предприятиями при поддержке государства.

7. Отношение к Земле как дару Божьему. Земля принадлежит Богу и не подлежит купле-продаже, а дается в пользование. Эффективное использование земельных и природных ресурсов может базироваться на различных юридических правах: пользования, распоряжения, доверительного управления. Частная собственность на землю с нравственной точки зрения то же, что и частная собственность на воду, воздух, солнечный свет и тепло. Безнравственно и опасно превращать землю и недра в спекулятивный актив. Кроме того, купля-продажа земли ставит под угрозу национальную безопасность и суверенитет страны. Обострение экологической проблемы, нерациональное, хищническое использование природных ресурсов, нецелевое использование плодородных земель, просто неумелое и непрофессиональное обращение и как следствие, нарушение порога продовольственной безопасности страны, непомерный рост цен на жилье, спекуляция и криминализация всех сегментов земельного рынка, значительная потеря рентных доходов государственной казной – такова непомерная плата за введение института частной собственности на землю в России.

Третья группа объединяет принципы созидания, функционирования и развития духовно-нравственной экономики. Назовем некоторые, наиболее важные, на наш взгляд.

1. Соборность, коллективные формы хозяйствования, кооперация – использование богатейшего опыта всех форм хозяйственной деятельности, накопленного в России для созидания самодостаточной национальной экономики.

2. Культура России, традиции, воспитание и образование как базис развития духовно-нравственной экономики.

3. Целостность, полнота и иерархизм хозяйственной жизни.

4. Принцип национальной экономики, автаркии, восстановление национального самосознания народа на основе исторической правды.

5. Усиление роли государства, гармоничное соотношение государственного и частного сектора в отраслевом и региональном аспектах.

6. Восстановление органической связи между реальным сектором экономики и ее финансовым обеспечением.

7. Отказ от ростовщических способов финансирования реального производительного сектора экономики. Ростовщичестово – не базис экономики, а ее раковая опухоль!

8. Переосмысление роли научно-технического прогресса, развитие безотходных, энергосберегающих, народосберегающих и природоохранных технологий производства материальных благ и воспроизводства человека.

9. Совершенствование законодательной базы для обеспечения социальной ответственности бизнеса и действенных антикоррупционных мер.

Один из основополагающих тезисов экономической науки, подтверждаемый практикой хозяйственной жизни – проблема ограниченности ресурсов роста и безграничности потребностей человека. Положительное разрешение данного противоречия только в экономической плоскости невозможно. Различные концепции в экономической теории: «пределов роста», «нулевого роста», «ограничения потребностей» решают проблему лишь в параметрах количественных характеристик экономического развития. Необходимо решать вопрос качественно – должно измениться отношение человека и общества к целям и плодам своей хозяйственной деятельности, к условиям и принципам функционирования и развития экономики. Как отмечает А. А. Олейников, «Очевидно, что частные материальные интересы, неизбежно ведущие к общему раздору и социальной анархии, не могут быть высшим началом общественного организма»11.

О том, что способ производства является производным от способа жизнедеятельности, свидетельствует сама история становления англосаксонского капитализма, прекрасно описанная М. Вебером в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма». Деньги при капитализме господствуют не сами по себе, их господство является производным от господства «денежных ценностей» и «денежной этики». Этот постулат применим и к духовно-нравственной экономике, в которой честь, совесть и нравственность господствуют также не сами по себе – их господство является производным от господства духовных ценностей и православной веры нашего народа.

Таким образом, длительно развивающийся системный кризис в России необходимо преодолевать в первую очередь изнутри, из воспитания людей в духе братства, соработничества, взаимопомощи, уважения к труду, истории своей страны, традиций народа. Подъем и устойчивое развитие экономики не могут быть осуществлены на принципах, которые противоречат нравственному идеалу русского человека. России сегодня необходимо осуществление господства общенациональных великих целей над частнособственническими интересами олигархического капитала, подавляющего и угнетающего все общество.

Литература:

1. Ильин И. А. Наши задачи. Собр. Соч. в 10 т. Т.2. Кн.1. М.: «Русская книга» 1993, С. 254.
2. Ильин И. А. Основы христианской культуры. Собр. Соч. в 10 т. Т. 1. М.: «Русская книга», 1996. С. 285.
3. Ильин И. А. О социальных аспектах хозяйствования. Собр. Соч. в 10 т. Т. 8. М.: «Русская книга», 1998. С. 462.
4. Олейников А. А. Экономическая теория. Политическая экономия национального хозяйства. М.: Институт русской цивилизации, 2011. С. 1099.
5. Миняйло А. М. Духовно-нравственный путь развития России // Русский экономический вестник: научно-публицистический журнал. Тематический выпуск № 9–10 / Материалы VIII Международных Ильинских чтений «Духовно-нравственный путь развития России (14–15 июня 2012 г.)». . Екатеринбург: Изд-во Уральского института бизнеса, 2012. С. 29.
6. Ветошкин А. П. Сквозные линии и связующие скрепы исторической поступи России // Русский экономический вестник: научно-публицистический журнал. Тематический выпуск № 9–10 / Материалы VIII Международных Ильинских чтений «Духовно-нравственный путь развития России (14–15 июня 2012 г.)». Екатеринбург: Изд-во Уральского института бизнеса, 2012. С. 224.
7. Франк С. Л. Религиозные основы общественности. Путь. – 1925. № 1. М., 1992. С. 19–20.
8. Ветошкин А.П., Каратеева Н.А., Миняйло А.М. Духовно-нравственная экономика: монография. Екатеринбург: Издательство УрГУ, 2008. С. 298.
9. Ильин И. А. Творческая идея нашего будущего. Собр. Соч. в 10 т. Т. 7. М.: «Русская книга» 1998, С. 526.
10. Олейников А. А. Закономерности духовного воспроизводства общества: как привести национальное хозяйство России в соответствие с традиционными основами русской жизни // Русский экономический вестник: научно-публицистический журнал. Тематический выпуск № 9–10 / Материалы VIII Международных Ильинских чтений «Духовно-нравственный путь развития России (14–15 июня 2012 г.)». Екатеринбург: Изд-во Уральского института бизнеса, 2012. С. 404.
11. Олейников Экономическая теория. Политическая экономия национального хозяйства. М.: Институт русской цивилизации, 2011. С. 1099.